Патагония на велосипедах – от Punta Arenas до Ushuaia

Как всё начиналось (Олег)

Что ж, началось наше велопутешествие, то к чему мы так долго готовились. Идея поехать далеко и надолго на великах появилась года четыре назад. Как-то долгими зимними калифорнийскими вечерами, когда первые тяготы PhD были уже позади, я читал тревел блоги велосипедистов. До этого мы ездили на великах в Альпы, Норвегию и Крым, в формате коротких поездок на 1-3 недели и это было безумно круто. Правда, о том, что кататься можно и гораздо более продолжительное время даже мысли не появлялось. Было ‘надо’ обустраивать свою самостоятельную жизнь, да к тому же впереди лежала неизвестность под названием ‘аспирантура в Стэнфорде’. В некоторых странах считается абсолютно нормальным поехать куда-нибудь,  скажем на год, после школы или бакалавриата или даже взять академический отпуск. Подумать, освежиться, ‘найти себя’. Мы встречали много таких ребят из Германии или Швеции, например. Подобной культуры в нашем родном государстве нет. Тебе светит армия если ты мальчик, а если девочка, то вообще никуда не пустят. Жаль. Впрочем, путешествуют на велосипедах (и не только) люди всех возрастов – это никогда не поздно. За время созревания идеи путешествия мы изучили сотни блогов, рассмотрели множество карт, родился Федя. Наконец мы в пути.

До последнего момента мы не могли точно решить, как ехать по Южной Америке: с севера на юг, или в обратную сторону. Основной фактор – сезоны. Окно приемлемой летней погоды в Патагонии – около трёх месяцев. В Боливию и Перу наоборот лучше попадать зимой, когда нет сезона дождей. “Расквитавшись с делами”, мы прилетели в Перу в начале октября, когда сухой сезон уже заканчивался. Стало понятно, что торопиться на юг на велосипедах было бы неразумным решением, поэтому мы решили потусоваться ещё месяц в Перу, дождавшись начала сезона в Патагонии, а потом перелететь на юг континента. К тому же Феде ещё не исполнилось 2 года и он летел почти бесплатно.

15 ноября – прибытие в Punta Arenas (Олег)

Лоукостер SKY airlines оказался весьма человеческим. За перелёт из Лимы с остановкой в Сантьяго мы заплатили за всех около $550, с учётом всего багажа и велосипедов. Когда вышли из аэропорта, сразу пришлось достать Gore Tex, шапки, шарфы, перчатки. Это уже не тропики… Я занялся распаковкой и сборкой велосипедов, а Лера с Федей пытались зарядить электронику в холле аэропорта. К счастью, всё доехало в целости (в сумме 4 перелёта), хотя чехлы немного покоцались. Собирались больше четырёх часов.

Можно было бы подумать, что мы приземлились в небольшом аэропорту где-то в Финляндии. Вот только ветер был, как нам тогда казалось, сильный. Ехать было не далеко, но на подъезде к городу начали уставать – сказывалась ночь проведённая в аэропорту Сантьяго. Доехали до ближайшей заправки чтобы купить бензина для горелки и поехали искать место для кемпинга. На территории неработающего отельчика была хорошая закрытая от ветра площадка. Казалось, что дело в шляпе, но я на всякий случай позвонил в звонок. К нашему удивлению из этого, казалось бы, заброшенного дома вышла женщина и сказала что не разрешит нам тут кемпить. Пришлось искать новое место, которое оказалось ещё лучше – на берегу Магелланова пролива, рядом с пасущимися лошадьми и кораблями на рейде.

В Чили нельзя ввозить продукты растительного и животного происхождения, а до магазина мы не доехали, поэтому на ужин были только макароны и бутеры с томатной пастой привезенные из Перу. Спать легли рано.

16 ноября – закупка провизии (Олег)

Утро незадалось. Без нормального завтрака настроение не может быть боевым :) По уже знакомой дороге доехали до заправки и выпили кофе – жизнь сразу наладилась. В порту узнали расписание паромов через Магелланов пролив. Оказалось, ближайший паром только завтра утром, поэтому у нас был ещё целый день чтобы закупиться на первый участок пути. Ехать до следующего населенного пункта около 250 км, причём преимущественно по грунтовкам. Еды решили взять на 6 дней. По пути к магазинам остановились на детской площадке, с которой нас вскоре выгнал дождь.

Когда приезжаешь в новую страну, сначала очень долго проходит выбор продуктов в супермаркете. Так и в Чили, всё было не как везде и из магазина мы вышли только вечером. Хотели доехать до центра города, но протормозили с упаковкой и проколотым колесом, поэтому просто развернулись и помчали ставить палатку там же где вчера. Лера приготовила ужин и блинчики на утро на нашей новой сковородке!

17 ноября, 40 км – паром и первый день пути (Олег)

Встали рано и без завтрака поехали на пассажирский паром до городка Porvenir. Время оставленное на приготовление кофе быстро заканчивалось – пришлось срочно искать банкомат так как карточки в порту не принимали, а ещё я возвращался за забытым шлемом. Но таки успели до отправления сварить и взять с собой напиток богов. Завтракали на сильно продуваемой верхней палубе, с шикарными видами на пролив. Паром идёт 2 часа и стоит около $10 на взрослого, дети и велики бесплатно.

По прибытии на противоположный берег снова начались непредвиденные проблемы. Во-первых, Лерино колесо травило, а во-вторых сломался насос от горелки. Было бы очень печально возвращаться обратно в Punta Arenas,  но два доктора наук поломали голову над свиду простым механизмом насоса, и в итоге обнаружили причину поломки – забилось отверстие в клапане. Восстановив работоспособность горелки и заклеев велосипедную камеру, мы, наконец, выехали. Это был настоящий кайф – катиться вдоль берега по асфальтовой дороге без машин, дышать морем и щуриться от солнечных бликов на воде. Когда асфальт закончился, мы поднялись на невысокое плато где расхаживали гуанако – родственники ламы и верблюда.

Качество грунтовки менялось, а вместе с ним и скорость передвижения. На обед остановились на берегу пролива, около военной части, по периметру который гордо ржавели старые танки. Было настоящее лето, мы сидели на пляже в футболках, ещё не зная как быстро в Патагонии меняется погода. От парома проехали около 40 км и заночевали возле реки впадающей в море.

18 ноября, 62 км – дичайший ветер и горизонтальный снег (Лера)

Утром с небольшими перерывами на солнце шел мелкий дождь. Но когда мы собрались и поехали начался дикий хардкор и чрезвычайный пипец: вдруг все небо затянуло тучами, резко похолодало, начался жутчайший ветер, а вскоре пошел снег с градом, причем он нёсся горизонтально! Стало жутко холодно, у нас вмиг промокли перчатки и кроссовки, а спрятаться было негде – вокруг только пологие поля для выпаса овец. Олег нашел небольшую ямку, в которую мы плотно упаковались, сидели и тряслись от холода. Потом дополнительно укрылись тентом.

Через полчаса снег закончился, но холод и ветер остались. Хоть ветер и дул преимущественно в спину, неожиданные порывы бокового ветра постоянно сносили велосипед к обочине, где из-за плохой гравийки и больших камней мой велосипед валился набок, а чтобы его поднять приходилось распираться ногами как эйфелева башня, потому что он был очень тяжёлым! Я так замаялась, что когда дорога повернула, ветер превратился в чисто боковой и опять пошел снег, мой велосипед стал падать уже каждые 10 минут. Тут я полностью прокисла и пошла пешком уже не надеясь на благополучное будущее… Но к счастью нам попалась небольшая будка (ее называют shelter – “укрытие”). Надо сказать, что чилийцы – молодцы, ставят будки в самых зверских местах. Это было небольшое помещение 2 на 2 метра с выбитыми стеклами, но от ветра нас защищала стена. Внутри будка была исписана велосипедистами: кто-то рассказывал сколько уже проехал, кто-то давал ценные советы, кто-то оставлял красивые рисунки. Мы сварили суп и сделали чай. Когда снег закончился мы двинули дальше. Дорога опять повернула и ветер дул в спину, но требовалась огромнейшая концентрация, чтобы не упасть с велосипеда, потому что ветер дул не совсем в спину, а чуть-чуть по диагонали.

Короче, сражаясь с ветром, мы ехали по совершенно пустынной местности и дорога с двух сторон была обнесена колючей проволокой за котроой паслись овцы. Людей мы не встречали, но машины проезжали раз в 10 минут и люди приветливо махали, так что если бы начался совсем пипец, нам бы, чувствуется, помогли. Так вот, по-прежнему не было совершенно никакого места, чтобы укрыться от этого ветра. Один раз мы чуть-чуть посидели в пересохшей канаве, но быстро замерзли и поехали дальше. Когда замерз Федя и начал громко плакать, образовался какой-то бункер с деревьями, у стены которого, мы разместились, раздели Федю и засунули его в спальник, где он согрелся. Последний участок мы ехали до “автобусной остановки”, где планировали переночевать (Олег про нее к счатью где-то прочитал), мы спустили седла, так чтобы ноги доставали до земли иначе велосипеды падали. Олег забрал у меня Федину переноску, чтобы не парусила, потому что я сильно отставала и много ныла. Мы так сконцентрировались на том, чтобы скорее доехать до остановки и согреть Федю, что забыли про воду и оказались на остановке вообще без воды. Остановка оказалась будкой очень известной среди велосипедистов. Когда мы в нее ввалились, там уже стояло две палатки, в которых спали велосипедисты: три француза и голландец, они любезно подвинулись, мы втиснули свою палатку и остался пятачок, где потом расместился мотоциклист, у которого сломалась цепь.

Было довольно уютно, благодаря отсутствию ветра. Олег ходил за водой пешком целый час и смог набрать только какой-то мутной жидкости, которую засунул в фильтр, а потом прокипятил, так что утром у нас было поллитра чистой воды и совсем забитый фильтр.

19 ноября, 56 км – как Лера варила кашу в кафе (Лера)

Французы рассказали нам, что на аргентинской стороне границы есть комната для путешественников, где есть горячая вода, кухня, душ, обогреватель! Туда мы и помчали. Полдороги ехали по ровной и благодатной бетонной дороге… даже не ехали, а просто неслись как ракета, потому что постоянной силы ветер дул строго в спину. Федя у нас ездит вот в таких “тепличных” условиях:

Перед чилийской стороной границы остановились у кафе La Frontera на скамеечке. Стали собирать горелку, чтобы сделать горячей еды. Я зашла в кафе, попросить воды из под крана, тут вышел хозяин, и так странно на меня смотрел, смотрел, я хотела еще одну бутылку набрать, но передумала… :) А потом он вышел к нам, увидел Федю и говорит – “ага, вспомнил, я”, – говорит (на испанском), – “видел вас в пятницу, вы сидели на берегу рядом с военной частью!” После этого он сразу уговорил нас воспользоваться кухней в кафе, чтобы приготовить нашу еду, сперва он даже сам хотел приготовить нам еду, но на такое мы не отважились согласиться :) Я пришла на кухню, он мне дал чепчик, хотя я была вся супер грязной, потому что Федя меня всю ногами попачкал. Но, тем не менее – чепчик! :) Хотя мне было дико неудобно, дядька налил мне горячей воды в кастрюлю из огромнейшего чайника, включил горелку, принес лопатку, прихватку. Вот добрый человек! Потом спросил, пьёт ли Федя горячий шоколад, я не знала, как объяснить, что пьёт, но не стоит напрягаться. Но он понял только, что пьёт и согрел Феде какао, потом принес ему грушу, потом еще каких-то печенек. Рассказал, что через 2 месяца улетает жить в Барселону, где уже прожив 7 лет получил паспорт. Рассказал, что здесь он менеджер, а кафе и отель – это собственность его сестры. Наша каша была очень вкусной, а мы были очень голодными. Посмотрев на нас дядька принёс нам всем еще свежих груш. Потом еще Феде вафлю из окна протянул, никак не мог остановиться! Ели ноги унесли :))) Есть на свете добрые люди… хотелось бы тоже стать таким человеком.

У чилийской границы началась грунтовка и продолжалась до аргентинской, километров 11. И действительно, французы все правильно рассказали, у аргентинских погранцов была шикарная комната для путешественников, где мы помылись, постирали, посушили.

20 ноября, 80 км – как мы баррикадировали дверь диваном (Лера)

Сегодня мы домчали до города Rio Grande. Ехать было хорошо и приятно, ветра не было, светило солнце, иногда Атлантика показывалась вдалеке. По обе стороны дороги тянулись обширные зелёные равнины, густо покрытые желтыми и белыми цветами и еще какой-то бурой травкой, создававшей красивые цветные пятна. Впереди у горизонта небо было светлоголубым, почти белым, а над головой глубокого синего цвета.

Через 40 км после границы, мы повстречали пару из Франции, они ехали навстречу и рассказали, где можно переночевать в Rio Grande. Подъезжали к городу мы уже вечером, трафик усилился, а обочина у дороги была плохой грунтовкой так что надо было сбавлять скорость, пропуская грузовики, это было очень утомительно, так что в город мы приехали совсем разбитые. Купили еды в супермаркете, нашли место, про которое рассказывали французы. Оказалось, что это турбаза в ремонте. Там была небольшая кухня, где работала газовая плита и около 10 пустых комнат с двухэтажными кроватями, однако в здании не было воды, поэтому попробовали найти место для кэмпинга. Но эта попытка не увенчалась успехом, хотя нам всячески содействовали добродушные местные жители. В итоге мы вернулись обратно на турбазу. Там мы в холле поставили палатку, забаррикадировали входную дверь старым диваном и легли спать.

21 ноября, 24 км – Федин День Рождения (Лера)

Сегодня у Феди День Рождения, а потому утром он получил много разных подарков! Пока Федя играл с ними, мы сготовили кашу и оладики для вечернего торта, а когда Федя заснул, нашли интернет у туристического центра… Потом долго играли с Федей на детской площадке, пока Олег бегал в банкомат и за едой: свежий багет, паштет, сыр и помидор превратились во вкуснейшие бутерброды.

Пообедав, мы отправились из города дальше. Сперва мы хотели ехать не по шоссе, а по маленькой дороге на противоположной стороне реки, но какие-то чуваки на машине остановились передо мной и сказали, что ехать по ней нельзя, скромные знания испанского не помогли мне определить почему именно нельзя, так что мы вернулись на шоссе. Движение вокруг города опять было очень оживленным и ветер дул встречный, так что продвигались мы небыстро. Выехав из заселенной местности мы нашли очень красивое место для палатки: вокруг  цветы, а впереди – обширная долина. Приготовили макароны с мясом и шоколадный крем для торта. Торт я собрала из оладиков, заготовленных утром, крема и апельсинов.

Вставили свечки, Олег с Федей надули в палатке воздушные шарики, я занесла торт с двумя горящими свечками, Федя очень обрадовался, задул их, и мы долго чаёвничали пока не объелись так, что не могли шевелиться :D

22 ноября, 68 км – как мы сидели под мостом (Лера)

Поев молочной рисовой каши мы отправились дальше. На 53-м километре пути набрали все бутылки из родника с питьевой водой, а через пару киломитров пообедали. В этот день начался лес! До этого леса не было вообще, только поля с травой и цветами. А сегодня начался настоящий лес. И климат стал мягче, не так сильно дул ветер и температура в среднем была выше, меньше колебалась и погода менялась не так резко.

Дорога стала извиваться вверх, вниз, вправо, влево, следуя за руслами рек и перегибами холмов, потому пейзажи стали живописнее. Дождик начавшийся после обеда заметно усилился, мы начали промокать и залезли под подвернувшийся кстати мост. Там было очень уютно, очень чисто и мы уж хотели ставить палатку, но Олег переживал, что под мостом спят только бомжи, а тут как раз дождь закончился, так что мы проехали еще 12 километров и закемпили в лесу.

23 ноября, 20 км – велосипедная мекка (Олег)

Есть культовые места. Среди туристов-велосипедистов это Panaderia la Union (булочная-кондитерская) в городке Tolhuin. Я читал про нее в каком-то блоге, как место где можно переночевать. По пути из Punta Arenas все встречные велосипедисты так или иначе упоминали её, поэтому и мы не могли проехать мимо.

Хозяин булочной Эмилио из альтруистических соображений сделал небольшую комнату, где могут переночевать велосипедисты. Три кровати, обогреватель, правда окон нет. Вход из склада муки, рядом чистый туалет и душ. Большего в принципе и не надо. Добрые сотрудники также подкармливают всех булками и плюшками! Наверное почти все путешествующие по Южной Америке на велосипедах либо начинают, либо заканчивают путь в городе Ushuaia, а значит проезжают и через Tolhuin, поэтому за годы тут останавливались тысячи путников, что отражено как во многих томах гостевой книги, так и на стенах. Всё в надписях со словами благодарности и контактами самих людей, напоминает стенку Виктора Цоя на Арбате. В общем, данная панадерия в реальности является чем-то гораздо большим, чем местом для ночлега. Это коллекция, узел в котором нити всех путей пересекаются. К слову сам Эмилио сейчас переходит Аргентину пешком с севера на юг.

Поскольку в предыдущий день мы уже близко подъехали к Tolhin, ехали с утра было всего пару часов. Повстречали по дороге ещё двух велосипедистов едущих на север. Первым делом отправились в магазин и купили полюбившуюся комбинацию продуктов для бутербродов с паштетом. Затем поехали на продуваемую ветром детскую площадку и там всё это съели с кофе. Когда замерзли, пошли пытать счастья в панадерии. Один из сотрудников сразу распознал нас, переспросил на велосипедах ли мы и проводил в заветную комнату, где уже поселился крепкий голландец. Нам как раз осталось 2 кровати. Остаток дня мы изучали надписи на стенах, гуляли и готовили ужин.

24 ноября, 54 км – как нам подарили мешок плюшек (Лера)

Утром мы собирались целых 4 часа. Готовили яишницу и горячий шоколад! Тети поварихи всё время угощали Федю то яблочком, то сыром, а потом надавали нам столько слоеных плюшек, что мы увезли с собой огромный наполненный ими мешок.

На сегодня нашей целью была заброшенная база отдыха (Hosteria Petrel). По пути туда мы пообедали, естественно. К базе от шоссе спускалась грунтовая дорога. У озера располагалось девять очень приятных, но обветшавших домиков, 8ой из них был цел и в нем останавливались путешественники, о чём сразу же можно было понять по газовым баллонам, выставленным на подоконнике.

Мы были не одни! Внутри расположились три француза, они жгли дрова на балконе, пытаясь сделать углей, чтобы занести их внутрь для ночного обогрева. Они были очень плохо экипированы и сильно мерзли. Они рыбачили прямо с балкона, закидывая спининг, но без успеха. Тогда двое из них ушли на другой конец озера, туда где стоял сухой лес. Оказывается, в Патагонию завезли бобров, которые в отсутствии хищников расплодились и теперь истребляют патагонский лес.

Сперва мы хотели поселиться вместе с ними в домике, но они сотворили такую дымовуху внутри своим костром, что во рту оставался горький привкус. Мы сделали пасту, попили чая, угостив их. Потом расставили палатку рядом с домиками, где и заночевали.

Пока мы ставились ребята поймали с балкона форель! Они были безумно рады, быстро разделали её и сделали импровизированное чевиче (сырая рыба с лимонным соком и специями)! Дали нам попробовать по кусочку, угостили Олега вином.

Один из них занимался раньше инвестициями, работал в Нью-Йорке, но работа была настолько скучной, что его в итоге выгнали. Теперь он получает права пилота в Аргентине, где, говорит, это сделать легче всего. Он за свой счет получил права, за это время познакомился с хозяином школы и тот предложил ему работу на которую парень согласился. Компания будет оплачивать ему коммерческую лицензию, еду и проживание, он не будет получать зарплату, но зато бесплатно получит много лётных часов. Планирует потом уехать в Америку, там ревалидировать лицензию и летать на маленьких частных самолётах за отличные деньги. Да… это интереснее, наверное, чем работать в инвест банкинге… Рассказал, что в Аргентине страшная девальвация валюты, за последний год песо подешевело на 40%, поэтому люди стараются тратить свою зарплату поскорее… Оставив чуваков ужинать мы отправились спать.

25 ноября, 41 км – как мы долго толкали велосипеды (Лера)

Утром мы долго тусовались у домиков, я рисовала. Мы решили срезать… и не возвращаться на основную магистраль, а продолжить дальше по грунтовой дороге. Она набирала 310 метров на 3.1 километра, и хотя была очень живописной, шла по каменистой и очень крутой дороге в ухабах!

Местами у меня не хватало сил толкать вверх свой велосипед, тогда Олег спускался и помогал мне. Когда мы выехали на шоссе, рядом с нами остановилась парочка французов, они рассказали, что работают врачами, купили машину в Чили и теперь два месяца на ней путешествуют, налили горячего кофе. Олег поменял мне тормозные колодки на заднем колесе и мы поехали. Дорога шла вверх-вниз, в основном вниз. Обочина была очень хорошей плотной ровной грунтовкой, так что можно было съезжать пропуская грузовики и совсем не терять скорость. Очень хорошо работает зеркало, которое Олег привесил мне на шлем, отлично можно видеть приближающиеся сзади машины и вовремя съезжать, не тратя времени на постоянное вертение головой.

Пейзажи открывались удивительно живописные: широкие заболоченные долины, поросшие низкой бордовой травой, с большими темнозелеными рощами деревьев густо покрытыми малюсенькими весенними листочками, а над всем этим возвышались огромные горы, укрытые снеговыми шапками. Мы доехали до приятного бесплатного кемпинга у реки, там и остановились.

26 ноября, 0 км – как нас завалило снегом (Лера)

Сегодня утром мы проснулись с полной готовностью ехать в город, но шел СНЕГ!!! Сначала это был дождь и всё вокруг было ещё зелёным, но потом пошел очень густой снег, так началась зима! Олег пошел наружу готовить заврак, но не успел, потому то ЗАМЁРЗ. Завалившись в палатку он дальше готовил в тамбуре. Олег сказал, что ехать опасно, будет скользко на дороге… поэтому весь этот день мы сидели в палатке, тухли и читали детские книжки :)

С горелкой у нас приключения: хотя насос теперь работает, бензин постоянно засоряет горелку, так что Олегу приходится часто разбирать ее и чистить. Помимо этого на вентиле сломалась резьба, так что теперь невозможно регулировать поступление бензина и он все время открыт на полную! Чтобы выключить горелку Олег в перчатках откручивает баллон, тот делает пшшш…, давление внутри спадает, бензин перестает поступать в горелку и она гаснет.
Подъедали ту невкусную еду, что еще не съели… Печенье кончилось – грядет апокалипсис.

27 ноября, 15 км – как мы приехали в Ushuaia (Лера)

Утром была отличная погода, снег растаял. Но даже, если бы он не растаял мы бы все равно уехали, потому что вчера на ужин у нас были макароны с горчицей, ибо остальная еда закончилась.

Сегодня наша первая цель достигнута – мы приехали в Ushuaia, самый южный город! Он потрясающе выглядит: бухта наполнена яхтами, берег пестрит маленькими красочными домиками, а над всем этим возвышаются снежные горы!

Мы сразу ломанули за едой, съев бутерброды из багета, варенья и сырных сливок мы пришли в себя, удивившись сколько в нас влезло еды. После непродолжительных поисков интернета, увенчавшихся зарезервированной гостиницей, мы отправились на её поиски. И не нашли! То есть проехав много горок, беспрерывно попадая на улицы со встречным односторонним движением и перебрав всевозможные варианты адреса мы поняли, что адреса такого нет. Очень рассерженные мы забили болт на резервацию. Приложение iOverLander нам помогло опять, мы зашли в обозначенный там “nice little hostel” (хороший маленький отель) и за $35 остановились в комнате c общим душем и кухней. Комната располагалась на первом этаже и окна выходили во двор, так что мы припарковали велосипеды прямо под окном и более того смогли покидать в комнату все вещи через  это окно и через него же мы лазали туда-сюда. На самом деле, это был не хостел, а просто жилой дом, в большой и просторной гостиной преклонных лет хозяин все время смотрел телевизор, а вокруг большого стола висели многочисленные фотографии семьи.

Мы шикарно отдохнули в этом хостеле. Так давно мы не спали в кроватях с постелью, это было сущее удовольствие! В этот день мы погуляли немного по городу, за $9 сдали все свои грязные вещи (4кг) в прачечную (5asec), где нам обещали все вернуть в чистом и сухом виде следующим утром, в 11 и действительно, утром наше благоухающее шмотье было аккуратно уложено в чистый пакет.

Продолжение следует…

Больше фотографий можно найти на Flickr: