Перу – Cordillera Blanca

В качестве спортивного интереса, мы решили добраться до Лимы, столицы Перу, самым дешевым способом, поэтому мы сперва 5 часов ехали на машине взятой в прокат из Сан Хосе в Лос Анжелес, а потом летели с пересадкой через Мексику. Крепления для велосипедов Олег купил в Сан Хосе (в Wallmart), а потом сдал их в Лос Анжелесе, так что нам вернули их стоимость (ничто уже не сможет погубить сетевые магазины). Кроме того для Феди Олег надежно закрепил велосипедное кресло вместо автомобильного, так что нам не пришлось брать его в рент. Все бы ничего, но собираясь четыре часа на газоне рядом с прокатом автомобилей, я забыла на кусте свои любимые штаны :)

23 октября 2017

Первой нашей целью был национальный парк Huascaran и включающий его горный массив Cordillera Blanca в перуанских Андах. Cordillera Blanca имеет 17 горных вершин выше 6000м! Город Huaraz у его подножия – это хаб для туристов, собирающихся в этот регион, туда мы и отправились на ночном автобусе из Лимы в 10 вечера, 22 октября. Автобус фирмы Julio Cesar оказался удивительно комфортабельным: очень мягкие сиденья раскладывались почти в плоскость, а специальная подставка для ног позволяла лежать практически горизонтально. Каждому полагалась подушка, плед, а также булочка, сок и конфетка! Билеты мы купили через приложение RedBus, за 100 солей ($31) с двоих (я спала в обнимку с Федей, так как он ехал без места). Плюс нас заставили пойти куда-то и заплатить отдельно небольшую сумму за “пользование автобусным терминалом”. Мы приехали в Huaraz 23 октября в 6 утра и сразу поселились в хостел Cayesh Guesthouse ($17 с комнаты с тремя кроватями, общим туалетом и кухней). Первым делом мы отправились на рынок завтракать.

Рынки Перу стали нашим излюбленным местом, мы не только покупали там массу свежих, часто новых для себя, фруктов и овощей по очень низким ценам, но и вкусно кушали обед (суп, второе и компот) за $2 с человека, а иногда и того меньше. Мы редко встречали белых людей на рынках, а поскольку коренные жители Перу темнокожие, низкого роста и с черными волосами, то мы привлекали много позитивного внимания, особенно беловолосый Федя, которого все по-дружески называли грингитто (маленький гринго, белый человек).

Первый день мы гуляли по городу с трудом взбираясь в горки, привыкая к высоте: город расположен на высоте 3052 м и над городом возвышаются красивые снежные пики. Сам город был практически польностью разрушен суровым землетрясением в 1970 году и потерял свой исторический центр. Теперь он состоит из постоянно достраивающихся простых кирпичных прямоугольных домов с опорами из бетона. Мы наблюдали, как строят такие дома: на уровне пятого этажа, на приставной лестнице прямо у края дома стоял человек и сыпал из ведра камни внутрь каркаса с арматурой, чтобы затем залить туда бетон. Это была угловая опора дома, так что он стоял на самом-самом краю! И такую процедуру мы потом наблюдали не раз.

24 октября 2017

Чтобы акклиматизироваться мы ходили на озеро Wilkacocha (3600 м), набор составлял 570 м. Это озеро расположено с другой стороны от горного массива Cordillera Blanca, с него открываеся шикарный вид на несколько шеститысячников. Добираться до тропы оказалось очень просто. Приложение Maps.Me с оффлайн картами, которым мы постоянно пользуемся, подсказало нам, где находится остановка нужной маршрутки. Мы пришли на нужный перекресток, не простояли и двух минут как подъехала маршрутка, оттуда высунулась тётя и спросила – “Wilkacocha?”, мы радостно сказали “Sí!” и за какие-то очень маленькие деньги доехали до начала тропы.
Маршрутки в Перу работают удивительно эффективно. В каждой маршруке всегда работают двое – водитель и его помощник. Водитель только ведет машину, а помощник на каждом большом перекрестке открывает на ходу дверь маршрутки, высовываеся оттуда и зачастую на ходу громко выкрикивает название населенных пунктов или районов города, куда направляется маршрутка, он также собирает с пассажиров плату за проезд, узнает, кто где выходит, напоминая водителю ближайшее место высадки, кроме этого он помогает разместить грузы в машине. А местные сельские жители очень часто возят с собой неимоверные вещи – какие-то огромные связки непонятных растений, гигантские железные бидоны, коробки и просто кутули. Одна девушка везла просто охапку ботвы кукурузы в человеческий рост.

Наша тропа на озеро шла через маленькие аутентичные деревеньки, находящиеся в некотором упадке. Маленькие дома, сделанные из земляных кирпичей окружала земля перемешанная с мусором, на 20 процентов она состояла из пакетов, оберток и бутылок. Но, казалось, это не омрачало жизнь людей: неизменно чисто одеты в национальные костюмы, они были очень приветливы.

Национальный перуанский женский костюм – это много цветных юбок по колено, гетры, ботинки, цветные кофты и смешные шляпы. Шляпы меняют свою форму в зависимости от провинции. В Huaraz это были фетровые мужские шляпы украшенные скромным узором из того же цвета фетра. В жаркую погоду на эти шляпы сверху набрасывают шерстяные платки, закалывая их красивыми брошками, они создают тень и предохраняют от перегрева. Женщины носят все грузы, включая детей, за спиной в пестрых полосатых платках повязанных специальным способом и до сих пор предпочитают этот способ современным рюкзакам и сумкам.

С озера открывался очень красивый вид, которым мы наслаждались около часа, приятно перекусывая. Когда мы спустились вниз нас почти сразу подобрала маршрутка, едущая обратно. Вечером у нас осталось время поиграть на детской площадке. На ней была тьма детишек, все шумно бегали с мячом или весело катались на горке, подталкивая друг друга. Удивительно, как дети, лишённые развлечений в виде мультиков и телефонов, радостно проводили время! В шесть часов вечера нас выгнали с площадки, потому что она закрывалась, это было довольно неожиданно и практиковалось повсеместно, благодаря чему площадка выглядела очень чисто и опрятно! Вечером вследствие какой-то аварии во всем городе исчезла вода, мы уже начали ожидать когда нас захватит эпидемия дизентерии, но тут Олег обнаружил, что горячий кран в душе давал воду, потому что она осталась в бойлере! Храня этот секрет от насравших нам в туалет неизвестных бесстыдников, мы спаслись :)

25 октября 2017

В этот день мы забрались еще повыше, за руины Wilkawain. Руины без гида, что чай без кипятка… Но на нас произвел впечатление один дом, построенный еще до инков: он настолько монументален, что простоит еще несколько тысяч лет. Состоит этот дом из неимоверного размера камней притертых друг к другу, имеет три этажа и много комнат, двери очень низкие, а окон нет, так что внутри очень холодно, при том, что на улице – жара!

Мы поднялись выше для акклиматизации. Тропа метра три в ширину поднималась большими ступенями! Колоссальный объем работ по постройке этой тропы был, видимо, сделан еще инками, которые не имели тягловых животных и колеса, зато пользовались услугами профессиональных бегунов, для которых построили тропы. Уже поздно вечером мы сели в маршрутку (по 6 солей с человека плюс по 3 за каждую большую сумку) и поехали в город Caraz, где удивительно удачно поселились в отель.

26 октября 2017 (этот день описывает Олег)

Был насыщенный день, первый раз когда действительно захотелось написать в дневник. Итак, мы в городке Caraz, приехали вчера вечером на маршрутке из большего города Huaraz. Отельчик идеально чистый, у меня даже есть опасения, что когда будем выезжать, попросят больше чем $15 в ночь как писал booking.com. То есть тут за время нашего дневного отсутствия убрали, поменяли полотенца и положили новое мыло, и интернет в придачу очень шустрый – в ‘индус-отелях’ на Тахо такого не найдёшь.

По плану сегодня зайти на озеро Paron (4200 m). Нужно от Caraz (2400 m) добраться до деревеньки Paron (3200 m) и дальше пешком. Хотя и собирались встать пораньше (в 6.30), протормозили, Лера готовила манку, потом ходили на рынок за едой, в общем вышли на поиски collectivo (маршрутки) только около 9 утра. Оказалось, ближайший collectivo в 12, что нам совсем не подходило. В итоге один из карауливших рядом таксистов уговорил нас поехать за 25 солей ($7). По дороге он подобрал ещё какого-то дедка, и тётю с большим пуком кукурузных стеблей. Все они сидели на двух передних сиденьях (видимо чтобы мы не решили платить поменьше).

Ехали минут 40 по грунтовке проходящей по засеянным холмам, мимо редких деревушек, затем сразу и пошли к озеру. Через километр был вход в национальный парк Huascarán, где нужно было зарегистироваться и заплатить по 5 солей. Дядька спросил, знаем ли мы как далеко идти, и сказал что уехать обратно мы сможем только на такси, так как последний collectivo из Paron уйдет раньше, чем мы успеем вернуться. Но мы и сами знали что рассусоливать не стоит. Набирать а потом спускать 1000 метров, а темнеет в шесть, в общем, времени впритык если еще хотим посидеть на озере. Ну вот мы и пофигачили. Из-за неплохой акклиматизации в предыдущие дни, идти было не слишком тяжело. Часть пути шли по дороге, а часть по тропам которые срезали серпантины. До озера дошли за три часа без остановок. В конце, конечно, было тяжело, особенно на крутых подъемах. Десять секунд идешь, десять стоишь.

Озеро изумрудного цвета на фоне гор с ледниками – классика. Долго сидели на привале и ели принесенные плюшки, сыр и фрукты. Высота, конечно, чувствуется сильно. Прыгать по камням чтобы сделать общее фото было реально тяжело. Единственное, что делает впечатления (от самого озера) немного блёклыми – это наличие дороги. Народу кроме нас было мало, человек 15, но все они заехали на минивене с туром. А чтобы уединиться с природой, совсем не должно быть цивилизации… Вниз сбежали за 2 часа.

У въезда в парк стоял VW Kombi с уругвайскими номерами и надписью entrerutas.wordpress.com, рядом копошились парень с девушкой. В принципе можно было и не начинать разговор – понятно что путешествуют не первый месяц. И хотя с девушкой пару раз переходили на английский, всё равно большую часть общались на испанском, заметен прогресс! Если вкратце, то она Полячка, а он Уругваец (и по совместительству мануальный терапевт), жили раньше в Барселоне. Полтора года назад их всё подзадолбало и поехали они на Кубу, потом в центральную америку, потом в южную. Здесь купли Комби и ездят на нём куда глаза глядят. Рассказали нам, что в Патагонии им безумно понравилось, а один из главных ренджеров Torres del Paine – хороший друг  и пациент парня. Я, говорит, их всех массажировал, и сеньора Хуана, и его жену сеньйору Марию и сына… Сказали как зовут, и куда идти. Так жду этого момента, когда приедем в Torres del Paine к главному ренджеру и скажем: “Здрасьте, мы знакомые вашего массажиста.”

Вечерело и мы решили пойти всё-таки ловить попутку до города. Альтернатива – ещё 3-4 часа пешком и 1000 метров сбрасывать. С нескольких попыток местные жители рассказали, что ещё один collectivo таки поедет. Ждали часа полтора, за которые пообщались немного с местными жителями. В основном это женщины, девушки и дети. Мужчины, видимо, работали в поле или в городе. Кстати, национальные костюмы и высокие шляпы – это всё не для туристов, а взаправду. Девочка лет десяти, очень учтивая, выгуливала свою маленькую сестру, чуть старше Феди. Это был разительный контраст – буйство и полное покорство. Старшая сестра расспрашивала нас про то как зовут нас, наших мам и пап, и с гордостью рассказывала как кого зовут у них в семье. Ещё сказала, что её любимый предмет в школе это математика…

27 октября 2017

Мы проснулись в 6:30 утра, полчаса ленились, а потом решили идти на озеро Laguna 69 (4500 м). Правительство очень спешило открыть парк Huascaran, что требовало быстро придумать имена всем озерам. Когда фантазия администраторов иссякла они просто пронумеровали озера оставшиеся без имен: так одно из самых красивых озер парка получило свое название – 69.

Добираться до тропы было нетривиально – сперва на тук-туке (за 2 соля) мы добрались до остановки маршрутки. Потом пересели в маршрутку до Yungay (по 2 соля), потом пересели на туристический микроавтобус до тропы (по 15 солей) и в 8:30 мы уже бодро шагали к озеру.
Путь в одну сторону занял 3 с половиной часа, на протяжении всего пути нас окружали снежные вершины. Это было нереально красиво! Сначала мы шли по равнинной местности вдоль реки, затем тропа круто забрала вверх и мы уже набирали высоту по серпантину рядом с огромным водопадом, выйдя опять на равнину мы обогнули небольшое озеро, подошли к скальной стенке и второй участок серпантина привел нас к цели. Озеро 69 удивительного цвета, оно непрозрачное, а белёсоголубое и очень яркое. Над ним висят огромные снежники и кажется вот-вот упадут, но вместо этого они медленно плавятся на солнце и стекают в озеро множеством маленьких водопадов.

Мы довольно долго сидели и наслаждались этой красотой пока Федя беззаботно играл с камушками. Казалось, высота не оказывает на него никакого воздействия, он таскал большие булыжники и норовил разнести огроменный каменный тур, который мы вяло оберегали. Вниз мы сбежали быстро.

На спуске у меня так сильно заболела голова, как никогда еще не болела. Казалось, она вот-вот разломится пополам, обезболивающие не помогали, ибо покинули мой желудок вместе с обедом. Я поспала в машине доброго таксиста, который ждал своих пассажиров, а тем временем Олег договорился с автобусом туристов доехать до Yungay, где мы пересели на маршрутку до Caraz, где мне сразу стало легче, ведь высота Caraz всего 2250 м. Олег с Федей купили всякой разной еды на ужин: жаренных картофельных пирожков с курицей внутри, четверть курицы с гарнирами, молочной рисовой каши в пластиковом стаканчике, очень вкусного киселя из бордовой кукурузы (chicha morada) и винограда. Мы все это вмиг смололи, так что пришлось идти за добавкой.

28 октября, 2017

Сегодня – день отдыха. Мы бродили по рынку в Caraz, наблюдая за перуанцами, выпили двухлитровый графин вкуснейшего фруктового смузи за 5 солей из папайи, бананов, платанов и ароматного компота, перекусили.

Собрались и поехали обратно в Huaraz, где повели Федю поиграть на площадку. Там мы познакомились с мальчиком Antoni, лет семи, он живо расспрашивал нас обо всем. Особенно его интересовала тема футбола и предстоящего чемпионата мира. По рассказу Олега он из чистого любопытства пытался выяснить, много ли у нас денег: “напримр, есть ли у вас $2000?”, на что Олег ответил – “есть немого больше” :) Из простой семьи, где мама продает фрукты, а папа работает шофёром, он был очень любознательным и живым. Проводя нас до рынка, он так быстро попрощался и растворился в толпе, что мы не успели попросить у него никаких контактов. Купили килограмм вкуснейшей клубники за 2 соля и отправились в отель.

29 октября 2017

В этот день мы совершили заключительную прогулку из Huaraz на озеро Churup (4450 м). От центра города мы доехали (за 2 соля с человека) до населенного пункта Lluppa. Оттуда дошли пешком до деревни Pitek. Там мы зарегистрировались у рейнджера и заплатив за вход по 10 солей двинулись к озеру. Тропа шла широкими ступенями все время вверх. Почти сразу сгустился туман, скрыв все горы, начался дождь. Всю дорогу до озера, два с половиной часа, мы шли в туче и мерзли! Из-за плохой видимости озеро не произвело такого большого впечатления, как его фотографии виденные в интернете, но мы все равно остались довольны прогулкой.

На обратной дороге от Pitek до Lluppa к нам то и дело присоединялись местные жители, в основном женщины одетые в яркие национальные костюмы, они возвращали коров, быков и овец c работ или выпаса. Первым вопросом они всегда тщательно выясняли как кого из нас зовут, после чего следовали обычные вопросы про то, откуда мы, куда идем и как нам нравится Перу. Все они были очень жизнерадостными, от души хохотали, сердечно улыбались и прощались с нами доходя до своих маленьких домиков сделанных из земляных кирпичей.
Этим же вечером мы уехали обратно в Лиму покинув Huaraz. Этот гостеприимный город встретил нас очень радушно, несмотря на свой вызывающий тревогу облик, ведь каждая дверь выходящая на улицу, запирается на решетку вечером, а иногда и днем! Часто через решетку работают целые магазины, где продавец выдает товары и принимает деньги через маленькое окошко. Некоторые рестораны или прачечные невозможно найти на следующий день, потому что наглухо закрытые двери и окна ничем не выдают еще вчера пестреющую вывесками точку. А однажды, заглянув в маленькую, наполовину закрытую дверцу, мы обнаружили огромный ярко освещённый мебельный магазин!

Больше фотографий можно найти на Flickr: