Torres del Paine – туда и оттуда

16-24 декабря 2017 (~310км на велосипедах)

После нескольких подбросок на попутках и автобусах мы добрались до чилийского города Puerto Natales, сели на велосипеды и отправились приключаться в национальный парк Torres Del Paine. Этот парк расположен вокруг очень живописного горного массива, состоящего из нескольких рядом стоящих высоких скальных башен. Путь туда против сильнейших ветров и проливных дождей занял у нас 3 дня. Парк оказался чрезвычайно красивым, несмотря на то, что недавно сгорел из-за неосторожно использованной горелки! Но обо всем по-порядку…

На юге Патагонии у ветров есть превалирующее направление: с СЗ на ЮВ, кроме того в этом районе большие площади занимает степь, которая называется “пампа”. В пампе очень сухо, почти никогда не идет дождь и не растет деревьев. Здесь ветер, не встречая препятствий, дует порой с такой страшной силой, что невозможно не только ехать против него на велосипеде, но и просто идти, толкая велосипед рядом с собой. Имея такое извиняющее обстоятельство, мы воспользовались автобусами, чтобы проскочить пампу и доехали от Punto Arenas до Puerto Natales (250км).

Переночевав в простом кэмпинге (“do not steal toilet paper” – гласила надпись в туалете) и закупившись едой на целых 8 дней (ровно такой максимум еды помещается в наши сумки), 16 декабря 2017 мы отправились в путь. Асфальт вскоре кончился, порубившись 10 км по строящейся грунтовой дороге, мы нашли местечко в кустах с видом на снежные горы. Для русского человека необычно, что абсолютно все дороги в Чили, даже в весьма диких местах огорожены забором с колючей проволокой, это делает дикий кэмпинг весьма затруднительным предприятием. Иногда, к счастью, этот забор от древности падает, тут-то и появляемся МЫ! :)

Самонадеянно на утро мы собрались доехать до въезда в парк. Но дичайший ветер нас сильно тормозил, ехали мы медленно. При медленной езде вся энергия уходит на концентрацию, на постоянное балансирование в попытке компенсировать силу порывистого ветра. Из-за этого возникает страшное эмоциональное напряжение и усталость, ведь невозможно думать ни о чем другом, кроме как о том, чтобы не упасть. На зато виды открывались просто фантастические – мы подбирались все ближе к снежным горам.

К вечеру пошел дождь (он, как повелось, шел примерно горизонтально нам в лицо) и мы основательно промокли, несмотря на то, что были одеты в непромокаемые гортекс куртки и штаны. Вдобавок, недоехав до намеченной точки ночевки (в сосновом лесу у реки), мое заднее колесо прокололось. Чтобы докатить его оставшиеся 300м надо было поднять зад велосипеда, а для этого снять сумки, но поскольку лил проливной дождь, я очень торопилась и в попыхах неудачно дернула сумку, сломав крючок, на котором она висела. Не поверите, но это было очень забавно, стоять под проливным дождем над спустившим колесом… У неприятностей есть некий порог совпадений, перейдя который их начинаешь воспринимать с юмором :)

Утром светило солнышко, так что все промокшее быстро высохло и мы решительно вышли на тропу борьбы с жутким встречным ветром. Через пару километров мы не выдержали и спрятались в автобусную остановку. Никаких рейсовых автобусов тут не ходит, но такие остановки встречаюся очень часто, чтобы люди могли спрятаться от плохой погоды. Мы сидели довольно долго – после затиший приходили новые волны ветра, сотрясая нашу бедную (но довольно прочную) остановку. Когда нам надоело сидеть, мы залезли на велы и тут пришла волна ветра такой страшной силы, что начали лететь в лицо камни!!! Мой велик тут же вывернулся у меня из рук, я спраталась за ним, упрятав голову в колени, спиной к ветру и сидела так, пока он не стих… Но мы воспринимали ситуацию с юмором… Потихоньку, помаленьку, ветер начал утихать и мы стали продвигаться. Впереди нас ждал перевал. К счастью, подъем и спуск были покрыты асфальтом, на котором сражаться с ветром было во много раз проще. С первала открылся умопомрачительный вид на Torres del Paine, большие пальцы, с отвесными скалами, припорошенными снегом торчали вертикально вверх, а под ними расстилалось лазурное озеро.

Съехав с перевала мы оказались прямо у въезда в парк. Из-за неосторожного обращения с огнем одного из посетителей, часть парка сгорела несколько лет назад и теперь нигде, кроме как в кэмпингах (которые все платные, начиная от 20$ с человека за ночь) нельзя жечь даже горелку… В парке в основном гуляют не местные, а американцы, у которых как раз сейчас рождественские праздники. Возможно также, для местных цены парка слишком высоки (вход стоит $35 с человека).
Мы тоже жмотились платить за кэмпинг и решили сныкаться в кустах… К тому же, в этом парке были самые плохие дороги из тех, что у нас были и это нас очень разозлило: все-таки такой довольно парк, неужели не набирают денег, чтобы сделать нормальные дороги? Мы нашли подходящее нелегальное место через 10 км после въезда. Сначала приготовили еду, потом все следы готовки попрятали, и уже потом в сумерках поставили палатку. “One violation at a time”, так сказать :)

Встали мы в 6 утра, аккуратно выбрались из кустов :) доехав до кэмпинга никого не спрашивая приготовили завтрак и вдруг обнаружили, что на заднем багажнике у меня сломался винт пополам и застрял в отверстии как пробка. Мы по-всякому долбили его часа два… но безрезультатно. В итоге Олег как-то гениально подвесил багажник с помощью чудо-колечка, которое извлек из свой ремсумки и мы покатили. Сходили небольшой хайк к озеру за которым поднимались эти красивующие башни, даже наблюдали небольшую лавину вдалеке.

После этого нам надо было преодолеть 22км и 300метров набора по, напомню, очень плохой дороге, но мы не отчаивались, мы начали бодро, хотя машины, проезжающие мимо обдавали нас клубами пыли. Вверх мы ехать не могли из-за камней, мы толкали велосипеды идя пешком, но и это было не просто, потому что ноги съезжали вниз по камням…. очередная машина обдала нас клубами пыли… а потом остановилась, мы подошли и три веселых рабочих, ремонтирующих дороги в этом парке предложили нас подбросить. Сказать что мы были ужасно рады, это сильно недооценить нашу радость! Нас подбросили, отъехав на почтенное расстояние мы подумали немного и решили, опять заночевать в кустах…

В этом парке существует два популярных трека, они носят название “О” (8-и дневный трек вокруг всего массива) и “W” (4-5 дневный поход параллельно башням с заходом под башни и с заброской на пароме). Как мне не хотелось сходить один из них, Олег смог убедить меня, что это плохая идея, если учесть, что кроме обычного снаряжения, Феди и еды, нам надо будет тащить с собой все ценные вещи… выходило слишком тяжело. Так что мы сходили трек, как мы его назвали, “I”! Это трек до башен и обратно (10км в одну сторону с 750 метров набора). Когда мы начали нашу прогулку было облачно и периодически накрапывал дождик, мы не очень надеялись увидеть башни. Я слушала классическую музыку, которая хорошо заходила под ритмичные монотонные шаги. Федя после привалов шел сам, пока не уставал (кстати, удивительно много проходил сам), а потом когда начинал часто останавливаться и собирать камушки-палочки, к буйному его негодованию мы сажали его в переноску и несли его дальше на плечах. Поднявшись над долиной метров на 400, тропа свернула в ущелье и пошла вдоль реки, затем резко взяла вверх серпантином, вышла из зоны леса и по утоптанной морене привела нас к зеленому озеру за которым поднимались башни. Но сперва мы башен не увидели… все было затянуто облаком, дул ветер (а как же иначе?) и даже шел град (ну кто бы сомневался?)! Мы надели на себя все что было можно и стали ждать пока либо не околеем, либо не увидим башни, смотря, что случится раньше… и волшебным образом, облако вскоре сдуло и открылся потрясающий вид.

Спустившись, мы опять заночевали в кустах и на следущий день выехали из парка. Тут же начался благословенный асфальт и мы понеслись как боги. Потом дорога приобрела некоторые странности: километр хорошего асфальта, затем 200 метров жуткой грунтовки, потом опять километр хорошего асфальта и опять немного грунтовки, и так на протяжении километров 20! То ли денег у них не хватило, мы не поняли. К вечеру благополучно въехали в Аргентину, успев прибыть за 10 мин до закрытия границы.

После границы текла небольшая река, где мы расставили палатку напротив нескольких небольших домиков. Наутро из домика незнакомый дядя кричал нам, чтобы мы заходили покушать. Мы хором отказались, а потом в недоумении смотрели друг на друга и пытались понять, почему же мы отказались… :))

Проехав немножко по грунтовке мы выехали на ruta 40 – длинную асфальтовую дорогу, которая идет почти через всю Аргентину. На этой дороге не было ровным счетом ничего!!! То есть много-много километров дорога шла прямо вперед и много-много километров прямо назад, а по сторонам простиралась совершенно ровная бесконечная земля с маленькими кустиками. Слева равнина заканчивалась снежными пиками гор, а справа – ничем. Погода была отличная, но вначале был такой дичайший встречный ветер (вам не надоело? а уж нам как надоело!), что мы уже почти отчаялись куда-то в этот день доехать. Остановились пообедать у ярко желтой будки, на много километров это было единственное место, где можно было укрыться от ветра.

За перевалом дорога повернула, ветер изменился и мы понеслись с головокружительной скоростью! Через 30 км мы приехали к заправочной станци, где должен был быть магазин. Там мы встретили парня с девушкой, кажется, из Франции. Они уже очень-очень долго путешествуют и едут прямо из Европы, причем они захичхайкали на яхте! То есть их бесплатно подвезли через Атланику. Вот как бывает!
Магазин сперва был закрыт, но через некоторое время подошел владелец, открыл его и продал нам кучу печенья (больше покупать там было нечего). Решили попробовать проехать ещё 40 км по грунтовке, срезая 100км асфальта. Только поехали – у меня пробило колесо. Ветер подул встречный, дорога была не очень и мы продвигались медленно, так что проголодались и решили поужинать. Ужинали мы в яме, выротой строителями дороги, потому что отвал земли защищал нас от ветра. Олег предлагал там и переночевать, но… нас окружали клоки овечьей шерсти и высохшие овечьи челюсти, которые Федя постоянно где-то находил и радостно приносил нам, говоря “зюююбЫ!”. Все это меня сильно не радовало и мы поехали дальше.
Но никакого места лучще мы не находили, воды нигде не было и когда мы реально устали нам ниего не оставалось, кроме как просто встать на ветру за небольшой кучей сваленных булыжников. Рядом также было небольшое болотце с чистой водой. Нас было видно с дороги, но мы чувствовали себя в безопасности в этой гостеприимной стране.

К обеду мы добрались до заброшенной полицейской станции на берегу реки. Станция была оставлена пару лет назад, дверь – открыта. Внутри мы нашли мастерскую с остатками краски, всякий странных жидкостей, труб, кухню с чайником и склад старой еды, изъеденной мышами. Но самое крутое – мы нашли печати полицейского департамента Аргентины! Хотели взять одну в качестве сувенира, но передумали. Снаружи пообедали, постирали немного вещи в реке и поехали дальше.

До конца грунтовки мы доехали весьма изможденные. Федя в какой-то момент очень устал трястись, тут и Олег подустал от Фединых воплей и тяжести дороги. Но мы все съели по кусочку шоколада и у всех сразу улучшилось настроение и таким и оставалось. В конце грунтовки мы опять выехали на ruta 40, там мы увидели здание, подъехав к нему обнаружили три палатки и четыре велосипеда! Оказалось, это место, где останавливается куча велосипедистов, про него все знают – еще бы, единственное здание на много километров! Никаких удобств, кроме защиты от ветра и бака с непитьевой (как оказалось, но потом) водой. Когде пришел управляющий он всех побудил и дружелюбно выселил на газон. Утром мы выяснили, что это некий хаб для рабочих, обслуживающих дорогу зимой. Управляющий был нам очень рад, угостил Федю большой конфетой и разрешил нам помыться в душе.
На одном конце здания погода была чудесной – солнечной и безветренной, а за углом дул настоящий ураган! Мы пережидали ветер несколько часов и когда он стих проехали около 5ти километров, но были остановлены дичайшей силой возобновившегося ветра. Какое-то время мы толкали велосипеды вперед и Олег уверял, что может так сохранять скорость в 6 км/ч или около того… но потом он сдался, и мы засели в сухую канаву. “Будем ловить попутку”, – решили мы, съев пачку печенья и немного придя в себя. Но машин почти не было, был канун рождества (24 декабря) и все нормальные люди к нему готовились. Ситуация была близка к безнадежной, мы ловили безрезультатно около часа, и уже собирались ломить дальше, но тут показался небольшой грузовичок. Олег сказал – “он наш!” И действительно он остановился!!! Нас с комфортом добросили до города El Calafate. Не скажу, что не хотелось сразиться с пампой и ветром, но иногда надо иметь достаточно разума, чтобы вовремя отступить… и это был тот случай. Мы вернулись в цивилизацию и на этом наши авантюрные приключения временно приостановились.

Наш маршрут (красным – велосипед, черным – подброски):

Больше фотографий можно найти на Flickr: