Колумбия

В Колумбию мы изначально не собирались – слишком уж это было далеко. К тому же в голове был стереотип, что Колумбия – это наркотики, бандитизм и нечего там делать. Но абсолютно все встречные велосипедисты говорили, что всё на самом деле совсем наоборт – люди исключительно доброжелательные, безопасно, виды отменные, в общем, на велах – идеально. Пришлось ехать и смотреть своими глазами.

Границу переходили рядом с городом Ipales. Всё довольно плохо организовано, непонятно куда идти, неясно в какой очереди стоять. Потратили больше часа – рекорд. Доехали до города, сняли кэш, пообедали (суп, второе и компот меньше чем за $2), а также купили вувузелу, ведь на следующий день был первый групповой матч Колумбийской сборной. Дальше планировали спуститься к монастырю Santuario de las Lajas, расположенному над рекой, и затем вернуться на основную дорогу (называется Panamericana) с наименьшим набором высоты. Пока ходили смотреть на монастырь, дружелюбная продавщица присмотрела за велосипедами. Постройка впечатляющая, а на подходах к камням приделаны таблички с надписями вроде ‘Благодарение сеньоре Лахас от таких-то и таких-то’. Встречаются таблички от различных организаций, например велосипедного клуба. Спросили у полицейских, можно ли срезать по второстепенной дороге, обозначенной у нас на карте. Они сначала ответили отрицательно, но связавшись со своими друганами из соседнего посёлка сказали, что проехать можно, только дорога грунтовая. Проехали вдоль очень красивого каньона мимо маленьких деревушек. Сельские жители приветливые и земли очень ухоженные. На контрасте с Эквадором мы обратили внимание на полное отстутсвие придорожного мусора – видно, что люди заботятся о земле на которой живут. Настоящая идилия.

К основной дороге выехали уже вечером сильно измотанные грунтовкой. Какой-то дедуля пристал со стандартными вопросами ‘кто такие и откуда едете…’, а потом и говорит: ‘зачем вам куда-то сейчас ехать’ – тут в посёлке есть гостиница, переночуйте и уром поедете дальше’. Это был хороший совет, и за $10 мы заселились в простую, но идеально чистую гостиницу с горячим душем и проблесками интернета. Утром за завтраком посмотрели футбол. Колумбия проиграла, и все ушли заниматься своими делами. Дальше был километровый спуск, за которым, как это часто бывает в горах, следовал полуторакилометровый подъём. Ещё раз ночевали в отеле у автозапавки – тоже вполне чисто и бюджетно. Вообще с нашей скоростью передвижения вариантов ночлега не так уж и много, так что выбирать не приходится. Через пару дней доехали до небольшого национального парка рядом с городом Pasto. Там мы наконец, после долгого перерыва, переночевали в палатке. Интересно, что парк очень активно используется для различных мероприятий – слётов детских групп, мастер-классов спасателей, и т. д..

После Pasto – невероятно длинный и красивый спуск. А потом… снова длинный и утомительный подъём. Один раз остановились полюбоваться красивой долиной. Лера говорит что-то вроде ‘какие красивые горы!’ ‘Да… Такого мы ещё не видели.’ отвечаю я и вдруг понимаю, что на горизонте поднимается хребет огромных размеров, который я даже не заметил, приняв за тёмное небо.

Уже от столицы Эквадора, Кито, мы ехали без отдыха и искали место для днёвки. Подвернулся один ‘туристический оазис’ – место с домиками, кемпингом, кафе и бассейном. Местные приезжают сюда на выходные из больших городов. Мы немного отдохнули и посмотрели ещё одну игру колумбийской сборной. На этот раз Колумбия победила и народ это бурно отмечал. После матча мы отправились дальше.

С едой отрываемся еще больше, чем в Эквадоре. Абслютно в любом городке, деревушке или посреди ничего находятся остановки с кафешкой, где за $2-$3 можно съесть вкусный полноценный обед ‘menu’ состоящий из супа, вторго блюда, компота или свежевыжатого сока (часто с неограниченным доливом) и иногда даже десерта. В отличие от Эквадора, почти нет рыбы, но можно выбрать из нескольки разных типов мяса. Из понравившегося нам есть, например, costilla ahumada – копчёное и потом запечёное мясо. Иногда мы просто останавливались выпить смузи или свежий сок. Ну и мечта велосипедиста это, конечно, колумбийские булочные-кондитерские. Помимо миллиона разных наименований выпечки в булочных всегда продаётся кофе и всякие молочные продукты. То есть там можно позавтракать или перекусить, или даже поужинать. Интересно, что в Колумбии полноценных ед за день только две: завтрак и обед. На ужин они едят, к примеру, сыр, арепу или булочку с какао. Арепа – это такая лепёшка без соли и сахара. На наш вкус абсолютно безвкусная, но местные просто обожают.

В городе El Bordo мы отведали мороженого, которое называется granizado, приготовленного из замороженного и размолотого сока. Переоценив свои силы мы чуть не оледенели заказав три коктеля из разных фруктов: гванабаны, маракуйи и лайма. Вечером рядом с нами остановилась машина, вышел дружелюбный дядька, Борис, и пригласил переночевать к своему другу. В большинстве случаев, мы бы не приняли приглашение, но Борис сказал, что у него самого и его друга часто останавливаются велосипедисты через Warmshowers. Это было кодовое слово, и мы согласились. На стене дома действительно было большое граффити с названием сайта и флажками стран предыдущих гостей. В доме уже жили четверо венесуэльцев, правда только один с велосипедом. В Венесуэле сейчас жесточайший социальный и экономический кризис, людям просто нечего есть. Поэтому молодые ребята отправились в Перу, чтобы там найти работу и позже перевезти своих близких. А пока они подрабатывали по пути – кто в автомастерской, кто в магазине, в общем всё что подвернётся. Мы ещё много раз встречали на дороге венесуэльцев, которые зачастую просто идут в Перу пешком, подрабатывая по дороге. В Колумбии и в Эквадоре им сложно получить официальный статус и разрешение на работу. В Перу это сделать гораздо проще. Условия в доме прямо скажем были так себе. Довольно грязно. Вода течёт тонкой струйкой наполняя бочку, откуда её надо зачёрпывать ковшиком для всех нужд человеческих. Хозяин любезно приготовил для нас ужин – рис с яйцом, и постелил нам на полу в салоне красоты, который содержала его жена в одной из комнат. А вы когда-нибудь спали в парикмахерской?

До города Popayan мы ехали по гористой местности, где все местные жители продавали апельсины или тут же предлагали сделать из них свежевыжатый сок. Нам встертилось около ста совершенно одинаковых стоек и мы, конечно, не преминули остановиться у одной из них. Часто, вместо того чтобы устраивать привал просто на обочине, мы останавливались выпить коктейльчик. Любимое сочетание – ежевика с гванабаной.

В городе Popayan мы нашли хорошую гостиницу с быстрым интернетом, горячим душем и кухней. Городок оказался очень приятным, многие здания выкрашены в белый цвет и город от этого выглядит нарядно. На главной площади разбит целый тропический сад. Мы посидели в кафе, съели арепу с мясом, выпили холодный напиток из овсянки с молоком, называется Avena Fria. Лере город понравился, а по мне – так, обычная городская суета, гораздо комфортнее себя чувствую в маленьких посёлках и деревушках. Ещё через пару дней мы выехали из рельефной местности и началась абсолютно плоская долина длиной 200 км, полностью засаженная сахарным тростником. В целом, в южной Колумбии очень приятно. Единственное, что немного смущает это военные посты на большинстве мостов и просто в случайных местах на дороге. Мы так и не смогли узнать чем обусловлены такие меры безопасности.

От тростниковой долины мы в общем-то ничего особенного не ждали. Разве что немного отдохнуть от горок. Но не то чтобы всё в итоге просто вышло. По долине идёт три дороги, примерно параллельно. Одна через большой город Cali, другие по полям. На подъезде к городам обычно много траффика и мы сначала решили туда не ехать. Отъехав всего несколько километров от развилки мы оказались в абсолютно чёрных поселениях, даже не обозначенных на карте. Мирно едущие по полосам автомобили сменились хаотичным движением из мотоциклов, встретилась вывеска ‘мотель купидон’, в нашу сторону начались неодобрительные выкрики, первый раз в таком количестве. В общем, недолго думая, мы вернулись на основную трассу и поехали в сторну Cali. За день проехали больше 90 километров – это, наверное, рекорд и уже в темноте нашли приличный отель. Там даже была кухня, на которой произошёл забавный инцидент. Один немец готовил чечевичный суп в скороварке. Делал он это явно в первый раз в жизни. Поэтому я сказл Феде, что хорошо бы нам уйти, ведь скророварка может взорваться. И действительно, где-то через минуту произошёл взрыв, когда парень открыл крышку не спустив предварительно давление. Супчик ровным слоем покрыл потолок и стены кухни, но, к счастью, никого не ошпарило.

Из города выбрались быстро. На этот раз второстепенные дороги были куда более приветливыми. Почти каждый день идёт дождь, сильный и непродолжительный, но мы удивительным образом всегда оказываемся под крышей. Наверное, слишком часто останавливаемся подкрепиться :) К вечеру наша дорога слилась с большим и оживлённым хайвеем, а отель где мы планировали остановиться был полностью занят. Пришлось ехать дальше, хотя за день накрутили уже больше 70 км. Следующий мотель – тоже под завязку. Оказалось, что в ближайшем городе проходит фестиваль детских музыкальных коллективов со всей страны – и всё вокруг занято. Кроме мотеля под названием ‘Зевс’ – комнаты в котором сдаются максимум на 4 часа (думаю, не стоит объяснять для чего). Но в итоге мы нашли где переночевать, причём весьма гламурно. Это был отель ‘для богатых’ со своей закрытой территорией, ландшафтным дизайном, помпезным холлом и бассейном. За $20 мы смогли поставить палатку, завтрак включён. Забавное ощущение, когда официантка в белой блузочке подносит тебе сок или кофе в кемпинге. Оставшийся участок хайвея проскочили быстро. Ехать на самом деле очень безопасно так как обочина шириной в целую полосу. Наконец, закончился тростник и начались джунгли. Следующая ночёвка была отличная – в домике посреди джунглей с кухней и бассейном. Хозяин хотел $7, но я подумал… и сторговался на $9. Утром был матч Россия – Испания, но кафе с телеком мы смогли найти только ко второму тайму. Посли игры, в приподнятом настроении доехали до города Armenia. Проезжая мимо какого-то выставочного центра, обнаружили, что в нём проходит фестиваль кофе. Там даже присутствовал Juan Valdez – это усатый мужик изображённый вместе с осликом на эмблеме колумбийского кофе. Мы немного побродили по выставке, поглазели на кофемашины за $10,000 и подегустировали местный кофе. Честно – кофе противный, но мы, конечно, виду не подавали. Вообще-то, мы себя не очень комфортно чувствовали в спортивной форме посреди ценителей кофе в чёрных пиджаках, поэтому раскланялись и отправились искать ночлег. Дело происходило близко к Salento, туристической столице кофейного региона. Поэтому всё что нужно туисту, например кемпинг с горячим душем, кухней и инернетом (пусть и своенравным) находится в два счёта.

Ещё 500 метров набора от города Armenia, и мы в Salento. Решили сделать трипл-днёвку. Сначала ходили на кофейную плантацию. Нет бы выбрать обычный туристический тур на 2 часа, но мы решили пойти на ферму, рекомендованную в отеле. Это была ферма которую несколько лет назад купил один испанец. Он построил себе домик из бамбука, ходит в резиновых сапогах по своему владению и втирает доверчивым туристам про то, как он героически растит кофе местных сортов. Всё конечно органическое, без пестицидов и т.д. 4 часа мы слушали эту тягомотину, а потом дегустировали кофе, приготовленный из зерен выращеных тут на ферме. Кофе – отвратительный. После пошли на главную площадь смотреть футбол, Колумбия-Англия. Там стоял большой экран, и многие из-за этого специально приехали в город. Площадь просто взорвалась когда колумбийцы сравняли счёт в дополнительное время после второго тайма. Мы, правда, не смогли разделить общую радость, поскольку утешали Федю, которого придавил бурно прыгавший болельщик. В итоге Колумбия проиграла по пенальти и все мирно разошлись.

На следующий день поехали на джипе в национальный парк, где растут очень высокие пальмы. Джипы оборудованы сиденьями в кузове, правда мне там места не хватило и пришлось ехать на подножке. Сходили на длинный хайк, и это было в тысячу раз интереснее чем кофейная ферма. Ну а третий день мы занимались покупкой билетов на самолёт. Долго об этом не задумывались, а тут раз и через неделю уже улетаем из города Medellin.

Собственно, ехать до финальной точки нашего путешествия оставалось всего 250 км. Дорога шла по красивым местам, но количество машин неуклонно увеличивалось при приближении к городу, поэтому большого удовольствия от этого отрезка мы не получили. Как-то вечером мы пили какао в булочной одного маленького городка и увидели пару с велосипедами. Я пошёл поздороваться. Это были колумбийцы, лет пятидесяти, которые ездили в недельную вело-прогулку по окрестным деревням и на следующий день возвращались домой через перевал с набором почти 2000 м. Они предложили поехать вместе и на следующий день остаться у них в гостях. Такой подъем за день – для нас тяжеловато, поэтому мы приехали в гости через день. Жизнь Йона и Патриции связана с велосипедами. В их доме я насчитал больше 10 велов разных типов. Оба в молодости много соревновались. Сейчас Патриция тренирует детей от мелких, которые только учатся кататься, до больших, которые участвуют в соревнованиях. А Йон… мы так и не поняли, что точно он делает. Но недавно он получил серьёзную травму ноги, когда крыло заблокировало колесо, и он сильно убрался с велосипеда. Мы прожили у этой семьи 2 дня. Один раз мы пошли гулять по городу. Ходить много не пришлось, поскольку хозяева останавливались каждые десять метров, чтобы поболтать с разным знакомыми. В доме напротив жила мама Патриции с двумя подружками. Нас ненавящиво пригласили посмотреть как они спят – обоим подружкам за 90 лет. Ещё мы узнали, что брата Патриции лет 15 назад убил его ‘друг’. Суровые колумбийский нравы.

До самолёта оставалось ещё несколько дней, и мы решили съездить в знаменитый приют для велосипедистов (Casa de Ciclistas) рядом с Medellin-ом, уже четвёртый на нашем пути. Ох как же мы задолбались подниматься к этому приюту по узкой извилистой улочке… Главный минус – мы оказались на противоположной стороне города по отношению к аэропорту. Но хозяин, Мануэль, сказал чтобы мы не парились, он всё разрулит. Каса была мало-помалу построена проезжающими гостями: общее помещение с кухней и большим столом, комната для отдыха, пара спален на втором этаже и небольшая веранда – там мы поставили палатку, чтобы никому не мешать. Когда мы приехали, в доме уже жили несколько человек. Хосе из Сальвадора, очень добрый и образнованный парень. У него почти не было денег, но он работал по пути и ехал в Буэнос-Айрес. Хочет накопить на билет для своей дочери, чтобы она тоже туда прилетела и пошла учиться в университет на дизайнера. Венесуэла 1 и Венесуэла 2 (всем придумали клички по стране откуда они, мы c Лерой были Ruso 1 и Rusa 2, а Федя – Ruso 2.5, так как ему 2.5 года). Венесуэла 2 пару дней назад упал с велика и лечил разодранное лицо и руки. Бразилия носил бороду лопатой и всё время шутил, а ещё снял клёвое видео про касу (мы там тоже есть!). Чуть позже приехала девочка из Англии по имени Jamie. Она путешествует уже три года в одинучку. В Нью-Йорке она закончит кругосветку. От Jamie мы узнали, что про нашу семью в велосипедном сообществе ходят легенды, как и предсказывал наш друг Эмик. ‘Сумасшедшие русские с ребёнком и железными трубами вместо дуг от палатки’ – именно такой у нас был образ. Ещё от неё мы узнали историю одной канадской пары, которых ограбили на севере Колумбии. Мы слышали и от других, что рядом с портовыми городами небезопасно и туда не собирались, но всё равно жаль, что опасения оправданы.

Мы съездили в город на автобусе, чтобы проверить не заселились ли в нас к концу путешествия какие-нибудь гады. Не заселились. Потом Мануэль подогнал коробки для велосипедов и остаток дня мы занимались упаковкой. К вечеру наконец получили более-менее чёткий ответ от Мануэля, что да, он отвезёт нас в аэропорт на своём пикапе, а мы ему заплатим как за такси. Англичанка тоже подписалась ехать с нами, хоть и улетала на день позже. Наверное, не зря – уговорить хозяина ехать полтора часа в аэропорт ещё раз было бы непросто, а влезть в такси с большой коробкой проблематично. Долго ругались с авиакомпанией Spirit – за велосипеды они хотели с нас взять больше чем написано в их собственных правилах. Это мы уже проходили. Главное – требовать общения с вышестоящим начальником. Начальница третьего уровня наконец смогла объяснить, что к $150 добавился какой-то Колумбийский налог. Но тут оказалось, что раз мы провели в Колумбии только месяц, она может нам вернуть налоги не только за велосипеды, но и за остальной багаж. Мы то, конечно рады, но целый самолёт туристов обобрали на какой-то налог без их ведома. Отвыкли мы от такого. У нас оставалось ещё немного колумбийских песо, и мы пошли их потратить – в километре от аэропорта нашлась забегаловка с menu del dia.

Вот, кажется, и всё. Улетаем с южноамериканского континента. Сложно, конечно, осознать масштаб происходящего, но никаких особенных эмоций у нас нет. Это был не отпуск, а настоящая насыщенная жизнь. И она продолжается.

Вот карта нашего маршрута по Колумбии:

А на Flickr можно найти фотографии не вошедщие в этот пост: