Крым – Велопоход

Время действия: 14 – 24 июня, 2011
Состав: Олег Р., Лера Н., Олег Хр., Полина Ш. и 4 велосипеда
Маршрут: Феодосия – Коктебель – Судак – Новый Свет – пос. Веселый – Морской –
Солнечнегорск – Алушта – Ялта – Ай Петри – Большой каньон – Соколиное – Танковое – Эски-Кермен – Мангуп Кале – село Передовое – Орлиновое – Байдарские Ворота – Чертову Лестницу – село Оползневое – Кацивели – Ялта – мыс Фиолент – Балаклава – Севастополь

14 июня

Доехали без приключений из Питера в Феодосию в поезде. Наш состав: 4 человека, 4 велосипеда, которые ехали на верхних багажных полках плацкартного вагона. Одного мужика у нас в вагоне побили и почти подожгли ему шорты. Он разозлился и отгрыз кусок полки, его высадили.
В Феодосии искупались с медузами и толпой народа.

Поменяли деньги (не стоит менять деньги у разводил в вагоне – сильно хуже курс!) Запаслись водой и поехали, нашей целью на сегодня был Судак. Дорога шла в горку, мы решили срезать по проселочной дороге после Виноградного, там дорога сузилась и стала едва проходимой. Рыхлая, исхоженная коровами дорога шла через виноградники. Неожиданно, проезжая через лужу мы вспугнули рой бабочек: голубое облако на миг закружилось перед нами и растаяло. Выехав вскоре на асфальтовую дорогу мы довольно быстро достигли Коктебели, проехав через ворота “Страна коньяков”, купили на рынке черешню, клубнику, розовые помидоры, огурцы, ялтинский лук, охотничьи колбаски и конечно же вино! Какие вкусные в Крыму продукты, не передать! Расположившись на галечном пляже прекрасно пообедали. Ночевали на диком пляже под крепостью в Судаке, наблюдали лунную дорожку.
(Олег и Лера)

15 июня

Встали в 7:30, позавтракали гречкой с молоком и черешней. Я помыла голову под общественным краном. Осмотрели крепость – большой травяной склон окруженный крепостной стеной и башнями. С самое высокой башни открывается шикарный вид на городской пляж и окрестные скалы.

Ближайшей целью был городок “Новый свет” к нему мы ехали по извилистой дорожке высоко на скале. С нее открывался захватывающий дух вид сначала на город Судак, а затем на Новый Свет. От Нового Света мы решили срезать и проехать до поселка Веселый не по автомобильной трассе, а по лесной тропке. Тут-то и начались приключения. Начало было многообещающим, но потом началось такое…! Дорога походила на устье горного ручья, была очень крута и завалена камнями. Ехать по ней не представляло возможности, мы перли велосипеды вверх и вверх, а перевала все не было. Мы встречали цветующие кактусы и отдыхали под тенью пихтовых деревьев! Наконец после трехчасового подъема мы достигли перевала, с которого открывался вид на синее море, врезавшееся в берег меж скал. Мы съехали вниз по разбитой дороге (для УАЗов и подобных авто), а затем по асфальту 4км до Веселого. Несмотря не обеденное время, рынок был уже закрыт, но нашелся небольшой ларек. Там же был родник и тенистое дерево, под которым мы и перекусили. Кот выпрашивал у нас еду, Олег заметил ему, что лучше бы он словил птицу, которая на него покакала с дерева :)

Еще немного набора высоты, длинный спуск и мы в Морском. Там закупились едой и чудно пообедали на пляже. Было уже довольно поздно, и мы решили далеко не ехать. В 4 км от Морского – длинный пологий галечный пляж. Тут образовался импровизированный кемпинг из десятка палаток. Наблюдали полную краснющую луну, восходившую из-за горизонта. (Олег и Лера)

16 июня

Когда мы проснулись солнце уже припекало. Позавтракав гречневой кашкой со сгушенкой мы собрались в путь. До обеда нас ждало 3 перевала по 300м. Мужики на пляже рассказали о роднике с питьевой водой. Сначала пару раз нам рассказал дорогу один мужик, затем к нему присоединился другой и повторил все то же самое еще пару раз, при это первый постоянно вставлял: “я и говорю!” :)) Родника я не увидела, караулила велики, но вода была не слишком вкусной. На всех перевалах (коих было 3 в этот день) открывался чудесный вид, но уже к последнему небо казалось с овчинку, скорей бы обед. К обеды мы добрались в Солнечнегорска. Обедали под тентами будущего кафе. Море было очень теплым, плавало очень много медуз. От Солнечнегорска шел довольно большой набор высоты, затем после ровного участка длинный приятный спуск вел до самой Алушты, где мы основательно затарились. Поднявшись в горы к поселку Изобильное мы встали у ручья, впадающего в водохранилище. У дороги, ведущей к самому водохранилищу обнаружили табличку: “Санитарная зона: проезд, проход, ловля рыбы, купание, водопой запрещены”. (Лера)

17 июня

На завтрак утилизировали продукты. Как известно, для этого лучше всего подходит яичница! Планировали сегодня подъехать под Бахчисарай, пересеча крымский заповедник. Поднялись к заповедной зоне метров на 100, а там нас встретили сотрудники заповедника и сказали, что проезд и проход разрешен только по пропускам, которые можно получить на улице Партизанской 42. Спустившись почти к самой Алуште и найдя указанное управление заповедника мы выяснили, что на автомобиле проезд разрешен только в сопровождении сотрудника заповедника, а велосипедистов они пока вообще не пускают, Но, поскольку, это экологичный вид транспорта, они будут работать над этим. Ничего не поделаешь, решили ехать в Ялту. Туда вела только автомагистраль, по которой было очень тяжело и нервно ехать из-за обилия грузовиков и автобусов. Не выдержали, на ближайшей остановке сложили велы в чехлы и стали ждать троллейбуса. Ехали по парам. Первыми запихались мы с Олегом. У меня все вещи, а у Олега два вела. Кое-как вмялись в кучу других рюкзаков и вещей. Ехать было приятно, меня развлекали местные мужики рассказывали об окрестных селах и горах. Например, Краснокаменка так названа из-за огромного красного камня, скатившегося когда-то с горы. По поверию, он стал красным из-за большого трения 8). В 100м от вокзала троллейбус сломался, но через некоторое время тупо поехал под горку на нейтрали и так доехал до самого вокзала. Ребята приехали следом. Олег нашел маршрутку, которая за 400грн добросила нас до верхней остановки канатки. Водила подвез нас к ресторанчику, где обещали сделать “скидку” :) Сначала нам устроили дегустацию вин. Мы выбрали миндальное десертное и купили его 1л. Интересно, что на всех упаковках здесь объем написан в дм3. Поели плова, чебуреков, супов. Все было очень вкусно. Стол находился на возвышении в метр от земли, был окружен мягкими диванчиками с подушками, где мы сидели забравшись с ногами. Однако, начавшийся в Ялте дождик никак не унимался и мы решили продлить удовольствие, заказав травяной чай со сластями. Когда дождик поутих мы поднялись на гору Ай-Петри. На горе открывались виды на Ялту, Алупку, Кацивели. Высота горы ~1200м, к морю она спускается крутым скальным обрывом. На обратном пути затарились пахлавой, травяным чаем, Олег взял еще вина. Остановились на ночь в леске неподалеку. Надеемся, завтра погода будет лучше. (Лера)

18 июня

Мы проснулись в мокрой траве. Мы планировали ехать до Балаклавы и дорога почти все время шла под горку. На середине спуска мы остановились у источника: кто почистить зубы, кто побриться, кто постираться, а кто (читай Олег) все сразу.

Неподалеку от родника начинался большой каньон. Вход платный – 30грн, лесник, который собирает деньги, стоит у мостика через реку. Раз в несколько минут отходит экскурсия, к которой можно присоединиться. Но мы перешли реку по камушкам, сэкономив на билетах. Велики оставили у ларька со всякими разностями за 5грн с носа обещали посмотреть за ними. Дорога начиналась сначала длинным подъемом на протяжении которого мы пытались обгонять экскурсионные группы. Все люди шли с пакетами, в которых звенели бутылки. Мы вышли к голубому озеру, образовавшемуся у подножия водопада. Дальше мы добрались до места, где в основную реку впадает ручей, который течет из источника. Из этого ручья все пьют воду. Тропка вышла к речке, где вода вымыла в камнях ложбины и русло реки состояло из впадиин, в которых голубела вода. Некоторое время мы шли по реке, перепрыгивая в камня на камень, пока не добрались до канны молодости или ванны Афродиты.

Пяти метров глубиной, попасть в нее можно было только прыгнув с высокой скалы. Олег с Полиной искупались. Назад добрались быстро, но у переправы нас застал дождь. Мы сгруппировались под одним дождевиком. Своими воплями, что течет вдоль спины и мало места Олег спугнул Полину и мы остались втроем. После 15 минут непрерывного ливня, когда сухой осталась только голова, дождь поутих и мы выбрались к велосипедам. Рюкзаки промокли. Доехали до ближайшей кафешки, пообедали в ней горячим супом и пехали дальше. В Соколином купили еды, после Танкового – меда и ягод у бабулек. До Эски-Кермена ехали по грунтовке, мой велосипед набрал грязи на колеса и тормоза и ехать никак не хотел. Пришлось его везти периодически отделяя от него куски грязи руками. Олег громко ругался на меня, что я так измазала цепь, пока не вляпался в грязи сам, тогда мы померились.

У Эски-Кермена расположился огромный кэмпинг за 10грн. с человека, мы ночевали на ровном газоне, смогли набрать воды и ужинали за длинным столом под навесом с элекстрической лампой. За 15грн. искупались, постирали все грязные вещи в теплой воде.

19 июня

День начался с осмотра горно-пещерного города Эски-Кермен (7-13 век). Мы посетили порядка 15 жилищ, почти во все пещеры вход осуществлялся сверху по крутой выдолбленной в камне лестнице. Во многих были окна, загадочные возвышения и углубления. Мы везде облазали, все рассмотрели, вполне комфортабельные жилища, жил площадь отличная, последний поселенцы покинули город аж в 14 веке, так что путь к расширению жилплощали открыт…))) Отправились на велосипедах посмотреть еще один пещерный город, Мангуп. В поселке Красный Мак купили еды и свежее молоко прямо из под коровы, которое тут же и выпили. Похавали шелковицы с дерева. У подножия Мангупа искупались в зеленом родниковов озере, затем очень вкусно покушали “у Айши” и пошли смотреть на пещеры. Вход платный, студентам дешевле, Олег попросил ознакомиться с официальными бумагами утверждающими плату, нам их предоставили, а потом любезно объяснили что, где, как лучше всего идти и т.д., короче, приятно иногда наехать на людей, они потом такие добрые)) Наверх шли через некрополь покосившиеся могилы были исписаны ивритом! Тоже много пещер, одна другой лучше. А тюрьма – так вообще со всеми удобствами, даже двухэтажная. И осадной колодец на славу построен, глубины невероятной! Вернувшись к велосипедам, через полчаса езды мы нашли место для ночлега со столом и двумя скамейками – люкс! :)

20 июня

Хотели порадовать нашу компанию приготовив яичницу и все испортило стухшее яйцо. Буэ. Пришлось печеньки есть. Решили немного срезать, поехав по лесной грунтовке. Она больше местами походила на русло реки и была окружена табличками: “проезд запрещен, ШИПЫ!”. Но нас не проведешь, никаких шипов и в помине там не было! :)) На перевале – очень фешенебельная охотничья база, с современными домами и солнечными батареями, она же похоже воспроизводственное хозяйство “Красный Камень”. Начали спуск к селу Передовое. По дороге пересекли ручей, выезжая мимо шлагбаума прочитали приветливое “Охота. Рыбалка.”, другое дело, а то все “ШИПЫ” )) В Передовом купили еды, спустившись по шоссе и выехав из поселка нашли симпатичное место в поле, там и пообедали пельменями с видом на голубое водохранилище. Через село Широкой доехали до Орлинового, оттуда 6км и мы на перевали Байдарские Ворота. С него вниз вела очень извилистая дорога и крутая (14 %) дорога. Там Полина сильно упала разогнавшись, так что ее, бедную, долго трясло :(

21 июня

Доехали до входа на Чертову Лестницу, спрятали велосипеды в кустах и пошли по тропе. Выбравшись наверх с шикарным видом прошлись по старой римской дороге. Спустившись поехали к селу Оползневое, спустились в Кацивели.

Это очень интересное место, там в советскую бытность было два НИИ – один изучал солнце и имел большой радиотелескоп (когда солнце проходило на фоне Крабовидной туманности с сильным радиоизлучением, его детектировали и так открыли надкорону солнца), а второй изучал океан и помимо прочего имел океанографическую платформу в 500м от берега. Она и сейчас действует, но сильно покосилась и проржавела. НИИ огорожен забором и если туда пробраться, что несложно сделать представляет из себя парк. В этом парке стоит совершенно фантастическая вещь – огромнейший циклический штормовой бассейн. В этом бассейне по кругу гоняли воды 20-ю мощными вентиляторами, создавая волны высотой под 4 метра! Теперь, конечно, этот бассейн почти развалился… Олег набрал мидий и приготовил их для всех. Потом мы играли в игру – кто первый собьет камушком бутылочку. Поставили палатку в темноте на какой-то бетонной плите рядом с прогулочной дорожкой.

22 июня

Отправились в Ялту. Проехали мимо Воронцовского дворца, покушали на набережной окрошку, на автовокзале нашли маршрутку до Севастополя, вернее две маршрутки, потому что в одну мы не влезали с велосипедами. Доехали до развилки между Севастополем и Балаклавой, называлось это место “Ялтинское кольцо”. Поехали дальше на велах в сторону Севастополя, по дороге свернули к мысу Фиолент. Ночевали на каменистой площадке в придорожной рощице.

23 июня

Позавтракав двинулись к мысу, к берегу вели 840 ступенек. Узкая полоса берега окружена очень высокими отвесными скалами. Пройдя вдоль берега влево я нашла уголок меж скал, где не было вообще никого, там было очень приятно искупаться. Добрались до Балаклавы, осмотрели город. Его недавно рассекретили и в гроте по ремонту подводных лодок сделали музей. Мы уселись на небольшом пятачке набережной в полутора метрах над водой.

Олег приготовился ловить рыбу, предоставив приятную обязанность нарезания салата остальным. Ливерная колбаса не держалась на крючке, а хлеб рыбы не кушали. Тогда Олег поцепил мидию, но поскольку палки у Олега не было, он не мог закинуть снасть далеко, а рядом с берегом плавали только очень маленькие рыбки и они только объедали наживку не кусая крючок. Кульминацией рыбалки стало падения Олега в воду во всей одежде )))
Пока мы нарезали салат на 2х квадратных метрах бетонного пятачка над водой к нам подъехала машина, громкий шансон обрушился на нас из открывшихся дверей. Двое красных мужиков в плавках с толстыми золотыми цепями до пуза вежливо попросили чуть раздвинуться, мы очистили неширокий проход посередине после чего мужики разбежавшись и один за другим бомбочкой прыгнули в воду, обдав нас и наш салат кучей брызг. Ошалевшие, мы даже не могли сформулировать, что тут не так и просто молча взирали на мужиков, которые выбрались из воды, сели в машину и уехали.
Затарившись мы начали долгий подъем на высотку над городом. Красивые виды с вершины компенсировали нам все тяготы пути.

Дороге привела нас к шлагбауму, который гласил: “проезд и проход запрещены”, но мы приняли к сведению только то, что было написано ниже: “запрещены сбор ягод, разрушение почвенного покрова”. Встали недалеко за шлагбаумом и приготовили рагу с тушенкой (!) пытаясь заиспользовать оставшийся газ.

24 июня

Доехали до Севастополя. Погуляли там, посмотрели нереально крутую панораму обороны Севастополя: круглое помещение было расписано сценами баталий, которые плавно вливались в объемные объекты типа блиндажей, устроенных на переднем плане. Сели в поезд и покатили обратно в Питер.