Восхождение на Mont Blanc

5 дней: 30 июня – 3 августа, 2010
Главные участники описываемых событий: Лера, Олег, Игорь и Леша.
Далее следуют выдержки из дневника.

30.07.2010

Прилетели в Женеву. Доехали на маршрутке до Le Fayet station, встретились с остальными участниками похода и сели на последний поезд, который закинул нас на La Station Mont-Lachat что на высоте 2,372 м. Расширенный состав похода: Лера, Олег, Игорь, Леша, дядя Дима, Паша, Федя, Диана, Мила. Поезд-трамвай симпатичного ретро дизайна, и он везет нас по живописным альпийским склонам, через реки и цветочные луга. Погода солнечная. Любуемся открывающимися видами на долину Шамони и окрестные горы. Трамвайчик медленно, но верно забирается все выше и выше.

Стартовали в 15:20, а в 16:30 прибывали на конечную станцию Nid d’Aigle. Выгружаемся, выступаем в путь. Почти сразу тропа разветвляется, надо выбрать левую, по ней сразу начинаем плавно подниматься. Вокруг уже снег и ледники. Через два перехода подходим к хижине, пустая, внутри все довольно чисто, решаем здесь поужинать, а потом и остановиться на ночлег, т.к. все затянуто туманом и идти дальше особого смысла нет. Ночуем на втором этаже. (Игорь)

31.07.2010

Встаем в 5 утра. Погода идеальная – ни облачка. За три перехода добрались до второй хижины – Тетруш. Оставили ненужные вещи в шкафчике номер 14! :) В хижине – кафешка. В ботинках внутрь нельзя, но можно взять общественные тапки, коих там куча – на любой размер. Вчера мы полагали, что Тетруш будет местом нашей второй ночевки, посколько кулуар неподалеку от Тетруша рекомендую переходить до рассвета, пока солнце не подтопило лед, который держит камни и они не начали летать вдоль кулуара.

Но поскольку было довольно рано и погода была отличной, мы решили что вставать глупо и двинулись к кулуару. Описания не врут – там постоянно сыплются камни. На высоте трех метров над тропой висит металлический трос, к которому советуют пристраховываться. Наша связка – Игорь, я, Олег прошла без приключений, мне только залепило два раза в рюкзак и еще снежком в щеку. Дальше тропинка шла по скале, местами требовалось лезть с использованием обеих рук. В особо опасных местах были провешены тросы, к которыми мы пристраховывались самострахами. Первые 3/4 пути не были страшными – идешь, ползешь, висишь. Опасение вызывала только мысль о спуске вниз. Но вообще все виделось в позитивном свете, хотелось смеяться и веселиться. Игорь, говорил, что это форма горной болезни – эйфория в следствии недостатка кислорода. И правда, мы шли без акклиматизации. Последние 1/4 пути стоит отметить особо. Требовалось хвататься за камни, трос и все, что попадалось обеими руками, иначе – труба!

Связались самострахами. Кошки не снимали, поскольку тропа местами была покрыта снегом. Наконец добрались до хижине и упали отдыхать на балконе. Побаловали себя баночкой кока-колы за 4.50 EUR. Но цены в хижине не запредельные: переночевать на нарах под пуховыми одеялами можно за 27 EUR, за 2.50 EUR выпить бокал вина, за 6 EUR съесть яишницу из 3х яиц, за 9 EUR – суп. Есть журналы, книги, карты, кое-какие игры. Похоже, что вертолет с провизией прилетает каждое утро. Шустренько сами приготовили и съели суп и нагрели воды для участников, преодолевающих последние метры.

По походному в палатке спать согласились четверо – Олег, Леша, Игорь и я. Палаточный лагерь неподалеку от хижины: надо взобраться на хребет и пройти по нему метров 100. Стоять в палатках можно, не висит никаких запрещающих или предостерегающих знаков. Места для стоянок оборудованы ямами :)

Мы развернули палатку КМСа. Тут обнаружилось, что утерян мешок с колбасой! Целый огромный полиэтиленовый мешок с колбАсами бесследно исчез! Но мы не голодали, компенсировали рацион мешком с французскими сырами :)) Легли рано, так как решили утром форсировать Монблан, а вставать в этом случае надо в два ночи. (Лера)

01.08.2010

Вставать не хотелось, но пришлось. Внутри палатки зазвенели будильники, снаружи начали копаться восходители. Быстро вскипятили воду, приготовленную с вечера, заварили кашки и начали дожидаться остальных участников восхождения. Вскоре подошли и они – дядя Дима, Федор, Диана. Быстро собравшись и связавшись пошли наверх. Вышли около половины четвертого одними из последних. Вверх по склону растянулась светящаяся цепочка покорителей Монблана. Почти сразу наша палаточная связка опередила нашу вторую связку. Впереди были километр набора, неясная погода и еще неразличимая в темноте вершина. Считать пройденные метры неблагодарное занятие, но как справиться с искушением? К первому привалу набрали около 150м по высоте! За следующий переход оставили позади купол Гуте. Начали встречаться связки уныло бредущие назад в лагерь.

Кого-то испугала погода (плохая видимость и ветер), кому-то помешала реакция организма (следы таких реакций можно было наблюдать на снегу). Мы, тем не менее, шли и через 2.5 – 3 часа от начала восхождения добрались до хижины Валло (Vallot). Погода продолжала оставаться неясной и мы решили переждать некоторое время в хижине. Внутри оказалось довольно много людей. Кто-то спал, кто-то готовил еду, кто-то собирался двигаться дальше. Мы залегли на грязном полу хижины, наблюдая за происходящим, обсуждая перспективы. Впрочем, наши сомнения были недолгими. Когда через полчаса мы выглянули наружу, солнце было уже достаточно высоко, а облака ушли ниже. (Леша)

Тропа была хорошо протоптана, поэтому особой сложности не представляла. Пролегала она по большей части по гребню ледника, налево и направо вниз уходили покатые снежные склоны.

До вершины оставалось метров 300 по высоте, когда горная болезнь настигла всех, почти всех – кроме Леши, который успел акклиматизироваться до нашего приезда. Казалось, что голова сейчас взорвется, хотелось сжимать ее обеими руками. Но обе они были заняты – в правой ледоруб, а левая придерживает веревку. В самом конце шли очень медленно: вдох-шаг. И вот – мы на вершине. Вокруг видно все!

И даже птица сидит – вроде вороны :) Съели очень вкусную шоколадку, но поскольку болела голова, запихивалась в трудом. Вниз спускались медленно. Это был “залог успеха”, – как считал Игорь. Вернулись в час дня и сразу – спать. Итого вверх мы шли 6 часов, вниз – 3, ну и полчаса на вершине. (Лера)

02.08.2010

Ночью случился шторм. Ветер дул так, что стремно было выходить из палатки – врдуг сдует вниз. Палатка била Лешу по лицу, Олега – в плечо. Нам нельзя было всем выйти, иначе ее бы унесло. У Олега болела голова, он стонал всю ночь. Вечером Леша с Игорем не выдержали и отправились проведать остальных в хижине. Там творилось страшное. Наших друзей выгнали с нар (уборка) и из столовой (занимают место), поэтому они толпились где придется. Леша с Игорем принесли гостинчик – банку сока. (Лера)

03.08.2010

Утром встали не рано, так как обещали к обеду улучшение погоды. Рюкзаки вытаскивали из-под снега двумя руками.

Прогноз не соврал – выпало 30-40см. Оказалось, в 6 утра Паша с дядей Димой успели отправиться на вершину. Попрощавшись с остальными, начали спуск. Облачность была переменной, но солнце выглядывало крайне редко. Снег покрывал тропинку, спускаться в кошках было легче. Наверх шло много групп. Связались самострахами: я – Олег, Леша – Игорь. Пообедали у Тетруша (“тетя Роза”), а ночевали на старом месте: 300 м ниже. Утром открылся замечательный вид на долину Шамони и окрестные горы. Солнце поднималось из-за гор очень медленно, мы спускались к вагончику. Игоревич отправился на поиски эдельвейсов, мы нарвали чабрецу. Трамвайчик подошел к нижней станции и скрылся за отрогом горы. И вот… настало положенное, а трамвая нет и в помине. И тут мы увидели, как этот тарантас (чтоб его!) появляется из-за отрога (это где-то километр от нас) и движется (чтобы вы думали?) совсем не в нашем направлении. ALARM! Мы бежим к станции, осматриваем каждую стену сверху-донизу, кто-то грозит начистить машинисту рыло и вот она – волшебная надпись. Она написана мелом на табличке и гласит Station closed since 31 July, то есть мы успели доехать на последнем трамвая 30го вечером. Делать нечего, спустились вниз. Через час новый трамвайчик увез нас обратно в Шамони, где мы провели еще два дня, дождались остальные участников похода, из которых сходили все, кроме девчонок и улетели в Швецию, чтобы совершить велопоход по Норвегии!