Грузия – Пеший поход в Сванетии

Прогулка по горам с ночевками в деревнях: 1-6 сентрября 2017
Очень красиво, ужасно вкусно и не слишком сложно!
Маршрут: Местия – Джабеши – Адиши – Ипрали – Ушгули – Чвелпи
Состав: Лера, Олег и Фёдор

Местия и окрестности, 1 сентября

Приехали в Зугдиди в 6 утра ночным поездом из Тбилиси ($20 с двоих). У нас было купе и две нижних полки, к нам никто не подсел, так что прокатились с комфортом, белье, правда, синтетическое-одноразовое! :) Оперативно нашли маршрутку до Местии ($12 с двоих). Дорога не такая уж и стремная… да вообще не стремная, ее отремонтировали и она вполне ровная, огороженая бортиками. Проезжали очень красивое Джварское водохранилище длиной около 40км. Оказывается, несмотря на то, что водохранилище и плотина расположены на грузинской территории основная часть агрегатов находится в Абхазии, поэтому эти два враждующих региона делят электроэнергию пополам! Рядом с водохранилищем водитель сделал остановку в кафе, где все покушали кубдари (это круглый закрытый пирог с мясом, традиционный для Сванетии). Еще один перекур сделали у реки. Два предыдущих дня шли ужасно сильные дожди, так что мирная горная река превратилась в бурлящий мощнейший грязевой поток. Вся дорога заняла около 4 часов.

Приехав в Местию, мы сразу поселились в Manoni’s Guesthouse (Kahiani Street 25). Отдельных комнат не было и нас поселили в общую ($8 за ночь за всех). Отправившись в Information Center мы получили подробнейшие карты для похода по деревням Местия – Джабеши – Адиши – Ипрали – Ушгули – Чвелпи, причем на каждый день нам дали БЕСПЛАТНО отдельную непромокаемую карту размера A3 с изолиниями высот!

Сходили на ‘крест’ (в сторону горы Ушба) и немного за него (порядка 1000 м набора), я несла фотоаппарат, а Олег – Федю.

Вечером покушали в кафе. Погуляли в центре, повисели на турниках и попили Нарзану: на главной площади Местии есть кран из которого течет вкуснейшая минеральная вода!

Местия – Джабеши, 2 сентября

Встали с Федей рано, всех нечаянно разбудили. Сварили кашу на горелке. У нас была с собой гениальная супербыстрая горелка MSR, рекомендуем. Собрались и вышли. Дорога плавно поднималась вверх через лес, в котором было полно малины и черники. Довольно быстро открылись красивые виды. После перевала начались деревни со сванскими башнями.

В одной из них мужики с граблями кричали нам: “Эй, турыст-мурыст! Иды сюды, там дороги нэту! Мост река смыла!” Мы поблагодарили и пошли смотреть чо там смыло.

И действительно, предпоследний мост (он же автомобильный) был основательно подмыт, так что требовалось бородить реку, а последний мост, как мы выяснили, вообще отсутствовал, его просто снесло рекой два дня назад! Чтобы проверить состояние этого последнего моста надо было переходить свежий сель, это было довольно стремно, останавливаться было нельзя, быстро засасывало, так что ноги быстро превратились в две кучи грязи, но когда бородили реку к автомобильному мосту… все помылось! :)

Пришли в деревню Чвабиани, что немного недоходя Джабеши, стали ходить по гость-домам торговаться. Нашли Guesthouse Vodo ($24 со всех за ночевку, ужин и завтрак). Приятнейшее место! Бабушка Водо поселила нас в доме, где, казалось, мы одни. Покормила нас таким замечательным ужином – пальчики оближешь. Там были и кубдари, и хачапури, и суп остри, и салат, и картошка вареная, и яйца, и сыр, и мацони, и чай! Даже телевизор на грузинском в большой темной столовой. Вечером пришел мальчик лет шестнадцати, принес мобильный телефон, раздал с него интернет и просто положил телефон на шкаф. Такая глушь, а интернет супер быстрый, быстрее, чем в силиконовой долине. Утром пришел, видимо, его папа и почесывая волосатую грудь без здрасти спросил сурово – “Где мой телефон?” :) У бабушки Водо корова и семь детей! Шесть мальчиков и одна девочка. Самому младшему 24 года. Почти все разъехались. Есть сад с яблоками и своя сванская башня! Она приглашала нас зимой, говорит хорошо тут кататься на лыжах. Всерьез думаем над этим.

Джабеши – Адиши, 3 сентября

Завтракали на кухне у бабушки Водо, что располагалась в отдельном здании. Она кормила нас хачапури (а как же?!), вафлями, печеньем, айраном, вкуснейшим салатом, дала нам молока и мы еще сварили гречневую кашу. Купили у нее за $4 два хачапури в дорогу. Бабушка Водо плохо говорила по-русски, но огорчилась, узнав, что у наших родителей нет коровы. Очень мы ей понравились, она проводила нас до развилки. Мы шли сегодня в Адиши. Видов было немного. Хайк шел по большей части в лесу. У ручья сделали большой привал, Федя бегал голый, мы с Олегом облились холодной водой из ручья! Мы пришли в Адиши. Это самая крутая деревня из всех! Она дальше всего от цивилизации, очень маленькая и самая аутентичная! Заселились к двоюродному брату бабушки Водо, этот гостевой дом был первым при входе в деревню и очень популярным, все проходящие туристы покупали здесь пиво. “Лимонад?” – спрашивали путешественники, а очень толстый хозяин с улыбкой доставал бутылку пива и растопыривал пятерню, “5 лари” ($2). Туристам нравился “грузинский лимонад”.

Цены тут были немного выше ($36 за ночлег, ужин и завтрак с нашей семьи), но это были самые лучшие ужин и завтрак из всех! Олег насчитал 12 блюд на ужин. Это и суп с огромным куском мяса и невероятно вкусное аджапсандали (рагу из баклажанов), и жаркое из свинины, помидоры-огурцы, сыр, хачапури, пирожки с картошкой, мацони, чай с пирогом! На ужине мы сидели с семью другими туристами: из Голландии, Испании, Германии. Девочка из Германии начинает PhD по химии, два парня из Испании работают юристами по налогам и т.д. Один из них рассказывал как его дядя поехал на Кубу и вместо денег привез туда мешок usb флэшек и мешок кружевных трусов! Горя не знал :)
Сванские деревни, к сожалению, погибают. Молодые уезжают в города, башни со временем рушатся, рушатся и дома. В этих деревнях сейчас действующие дома соседствуют с руинами. Дома тут строят из местного черного расслаивающегося камня, он него откалывают пласты нужных размеров и выкладывают стены. Из этих же камней, но расколотых поплоще делают черепицу.

Вечером сидели на веранде и смотрели на трафик местных пастухов, свиней и туристов проходящих мимо дома. Хозяин делал деревянные сани для возки сена, без гвоздей! “Почему сани? Почему не использовать колеса?”, – все думали мы… Оказывается, склоны здесь такие крутые, что тачка на колесах просто не может спуститься вниз, теряет управление.

Адиши – Ипрали, 4 сентября

Шли в Ипрали. Хотя набора и спуска было немного суммарно, день был очень тяжелым. Возможно потому, что мы все время были на солнце, почти не было тени. Утром долго шли вдоль реки почти до ледника и реку переходили пешком, хотя была опция перейти на лошади за $4 с человека – такой местный аттракцион. Было неглубоко и несложно (по середину щиколотки), но вода была жутко ледяная, от холода сразу начинало ломить ноги! Потом долго-долго и медленно набирали высоту. Не дойдя немного до перевала привалились, сделали чай. На перевале по очереди сбегали на вершинку, оттуда открывался шикарнейший вид на ледник. Очень сегодня устали, в Ипрали пришли уже никакие, немного поторговались за жилье и в итоге остановились за $28 со всех с ужином и завтраком. Это была настоящая сванская семья. Бабушка лет восьмидесяти бодро бегала по двору, перескакивая через плетень, доила корову, мыла в тазу на земле картошку, колола дрова! Две другие женщины готовили нам еду. Дом каменный, двухэтажный , однако, к нему сделана деревянная летняя пристройка и на втором этаже она страшно сильно покосилась, так что по полу скатываются вещи к окнам и вообще кажется, что она сейчас отломится. Мы выбрали комнату в глубине, находящуюся уже в каменной части.

Хочу сказать, что Федя в этом походе большой молодец! Он подстроился под нас – спит ночью столько же сколько и мы, а днем высыпается в рюкзачке.

Кушает все то же, что и мы, только по дороге получает больше всех диких ягод! Все путешественники ему улыбаются, с ним общаются, он раздает всем камушки, правда потом просит их вернуть обратно. Выучили корову и лошадь, правда пока Федя на обеих кричит радостно – “И-Го-Го!”, на что Олег как правило отвечает – “Нет!”, Федя ему тоже радостно – “Не!”, “Это корова”, – говорит Олег. “Койо!” , – радостно кричит Федя и этот диалог повторяется вновь и вновь.

Ипрали – Ушгули, 5 сентября

Завтракали мы салатом из макарон, вы будете смеяться, но это было очень вкусно! Сегодня шли до Ушгули, тоже было тяжело потому что мы идиоты. Да… Мы взяли примерно в три раза больше вещей, чем мы используем, в результате вес рюкзаков у нас походный, что дико тупо учитывая что они могли быть (за вычетом Феди) почти невесомыми за счет того, что мы ходим по деревням и едим у хозяек. Например, я несу два спальника (причем ковриков и палаток у нас нет), спрашивается: “х*ли?”. От Ипрали мы спустились по дороге к основной дороге на Ушгули, некоторое время шли по ней, затем в Давбери по мосту перешли налево реку и попали на тропку, которая шла около семи километров по лесу и полям параллельно основной дороге. Набора на этой тропе было около 400 м, где-то на 200-300 м больше, чем если бы мы шли по дороге. Но по дороге идти дико пыльно, потому что ездят машины. Ушгули состоит из четырёх поддеревень и одну из них охраняет UNESCO. Но именно эта деревня почти нежилая. Мы решили, что это следствие ограничений наложенных на памятник архитектуры, запрещающих строительство и ремонт нового типа. Мы поселились в гостевом доме “Discover Ushguli”, не слишком аутентично, но очень чисто и приятно.

Хозяйка приезжает только на лето с двумя дочерьми, а так они живут в Тбилиси. Когда-то их семья жила тут, но 20 лет назад случилась стрёмная зима, сошло много лавин, попортило дома, кого-то убило и многие уехали из села. У хозяйки еще два сына и один из них – режиссер, снимает фильмы про Сванетию.

Мы погуляли по городу, посетили самую верхнюю церковь (Lamaria church), она была видимо действующей, внутри много новых икон, короны для венчания. Немного видны старые фрески и лики святых. Церковь вроде 12 века. Судя по надписям, у грузин был какой-то “pagan cult” с пантеоном отранжированных языческих богов, а когда пришло христианство они тупо переобозначили всех богов для простоты. Например, Ламария, богиня плодородия, урожайности, покровительница вышивки, стала обозначать деву Марию.
Посетили мы и эту аутентичную деревню, что оберегает юнеско, там прочитали, что одна из башен чем-то уникальна и что таких имелось всего 4, а советский союз их уничтожил и разобрал на камни вместе с прилегающими стенами и использовал для строительства колхоза.

Посетили магазин, купили много сладкого на завтра, день предстоит тяжелый. С яйцами Олега развели (купили их за 144руб за десяток!).

Вернулись на ужин: три салата, жареная картошка, вкусный свежий хачапур с сыром и картошкой, и старый жесткий кубдари. Ну и в туалете не было ни бумаги, ни мыла… короче, не очень рекомендуем этот гостьдом.

Ушгули – Чвелпи, 6 сентября

Сегодня мы встали в 6:30, очень оперативно собрались и в 7:02 уже очень переживали (вернее я переживала), что завтрака заказанного на 7 еще нет. Но появившись в 7:30 он был таким вкусным, что мы мгновенно всех простили. Оладики со смородиновым вареньем, как это было вкусно!!! Как их было много и мы съели все!!! Увидя такой дикий аппетит нам хозяйка надавала в дорогу еще целую кучу. Мы ели кашу из риса, изюма, масла и тонны сахара. Ну и конечно: ХАЧАПУРИ! Этот дико сладкий завтрак позволил нам супер быстро идти прямо наверх. Мы решили идти-таки в Chvelpi. Это был самый красивый набор высоты на протяжении всей поездки. Мы шли по склону покрытому самыми разными цветами: фиолетовыми, желтыми, белыми, там было столько черники, что страшно обидно было быть совсем не голодной. Мы привалились набрав около 400 м.

Набрав ещё 100 м, дошли до родника, у него очень красивая ровная большая площадка под палатки. Там стояла коммерческая группа русскоговорящих туристов. Они собирались идти тоже в Chvelpi, но еще не вышли. Нас они обнадежили, сказав, что за день мы до Chvelpi не дойдем и что пригодная к питью вода впереди едва ли будет. А день только начинался! Дело шло к десяти. Вид открывался впечатляющий – на покрытые вечным льдом высоченные пики: гора Шхара, самый высокий пик Грузии, гора Ушба, самая популярная среди скалолазов, пик Тетнулди, белый яркий треугольник, вдалеке даже видно было какую-то огромную отдельностоящую белоснежную гору, мы решили, что это скорее всего Эльбрус. Подъем не был трудным, хотя Олег забрал у меня еще некоторое количество вещей. На первом перевале у указателя мы приготовили чай.

Потом долго шли по хребту. Тропа была отчетливо видна. Мы прошли первое маленькой озеро. Оно было мелкое, но вполне чистое с множеством головастиков. На тропе встречалось много белорыжих камней на которых росли маленькие прозрачные кристаллы. Второе озеро было очень красивым с множеством ровных площадок для стоянок, если смотреть с противоположного конца в нем отражались снежные горы.

Там мы пофильтровали воды, устроив третий привал, выпили опять чаю и дальше начались приключения… Рабочим вариантом было выйти на Latpari pass и спускаться по автомобильной дороге. А вариантом авантюриста было бы пойти по тропе, которая есть на старых картах, но нет на новых. Интернет предостерегал – тропу трудно находить, она постоянно теряется, кое-где придется продираться через кусты. И вот – мы идем и думаем, что выбрать и нам на встречу идет девушка Юля из Питера с клапаном от походного рюкзака через плечо, длинными черными волосами и весёлыми глазами. Мы разговорились, она рассказала, что дошла из Местии в Ушгули за 1 день!!! В 7 утра вышла и в час ночи пришла, 64 км!!! Мы офигели. Сейчас шла из Чвелпи – говорит легко определяемая тропа, потом дорога по которой ездят иногда машины. Мы точно не поняли, как она шла, но решили, что по варианту авантюриста и решили рискнуть. Сперва тропа была уверенной, потом начала расщепляться на маленькие, а потом потихонечку пропала, тут надо было идти круто вниз… Мы решили, что видим примятую траву и пошли вниз по примятой траве как ориентиру. Можно сказать, что мы дебилы, но не будем переходить на личности. Конечно, же мы потом обнаружили примятую траву в совершенно непроходимых местах. На удивление, паники у нас не было, когда мы спустились уже довольно низко так что не имело смысла карабкаться вверх по склону без тропы, тем более, что это уже заняло бы больше времени, чем спуск. Казалось, что мы не пропадем… Единственное, обещали вечером дождь, а у нас не было палатки, только спальники. И воды у нас было только два литра. Очень быстро мы вышли на крутой склон, так что кое-где надо было спускаться задом, держась за кусты. Вскоре спускаться стало совсем стремно, мы нашли устье пересохшей реки, спрятанное в кустах. Мы пошли по нему, по камням, раздвигая руками огромные ветви высотой в человеческий рост. Тут вдруг Олег сказал, погоди, я выйду, посмотрю, куда мы идем. У Олега есть чутье, он вышел из русла на склон и увидел, что через 5 метров оно заканчивается водопадом (пересохшим)! То есть мы могли бы теоретически легко в него упасть… Тогда мы вышли на склон и спускались около 20 минут задом держась за траву. В итоге мы пришли к поляне, которую из далека приняли за посадки, но это были не посадки, а просто дикие кусты. Тропа обозначенная на карте нигде не начиналась, мы пошли в примерно правильном направлении и пришли к кошу. Он был пуст, немного отдохнув у него мы вышли-таки на тропу. С Юлей на перевал пришла собачка, эта собачка пошла с нами обратно всю дорогу и через кусты и по руслу. Благодаря ней наша ситуация не казалась столь безнадежной. Тропинка вывела нас на большую лесную дорогу и до развилки мы очень быстро спускались вниз. Расстояние с перевала до деревни было всего, кажется, 6км вместо почти 15 км что мы прошли бы по дороге. На развилке мы пошли направо и тропа быстро потерялась, так что мы долго плутали по лесу, но в итоге вышли к деревне уже ужасно уставшие, так как набирали за этот день целый километр, а спускали 1800 м. У моста нас ждал Валера! Про этого дядьку нам рассказала Юля, говорила, что жила у него бесплатно, мы с ним разговорились, он сказал, что у него нет молока, поэтому он не готов нас принять с ребенком и отвел нас к какой-то своей подруге. Так как было довольно поздно, а мы были очень уставшими мы почти не торговались и остановились за $18 без еды. Оказалось, что в доме нет душа! И мы даже не смогли найти туалета, начав поиски, когда хозяева уже легли спать. Только во дворе из крана постоянно лилась холодная вода в большой колодец. Я помылась в ночи в темноте из горелки, потому что от главной городской дороги меня отделял только дырявый забор. Каждое утро в Кутаиси идет рейсовая маршрутка, но хозяева не знали точно в какое время она отходит, в 7 или в 8 и чтобы узнать точно они… дозвонились водителю! В итоге договорились, что он за нами заедет! Утром действительно приехал.