Россия – горный поход Архыз-Домбай

Это был мой самый первый горный поход. Меня позвал туда Олег. Мы тогда еще не встречались, сидели на лавочке в парке Александровском садике рядом с Адмиралтейством в Санкт-Петербурге. И Олег рассказал, что организует не сложный поход по Саянам под Байкалом, спросил, не хочу ли я пойти. Я тут же сказала, что очень хочу и с удовольствием пойду. Он, видимо, ожидал если не раздумий с моей стороны, то по крайней мере вопросов. Но такого такого внезапного согласия он совсем не ожидал и даже растерялся. После этого, конечно, мы начали встречаться :)

Через месяц планы поменялись. У группу пришел опытный альпинист, он же Борисыч, чему мы все были ужасно рады и он предложил взять на себя организацию и идти не в простой поход в Саяны, а в сложный категорийный поход на Кавказ по маршруту Архыз-Домбай. Это было удивительно заманчиво и мы не думая были согласны.

С новым планом у меня была, однако, проблема личного характера. Мне было 20 лет и хотя, казалось бы, я могла бы решать сама свою судьбу, узнав что я иду в категорийный поход на Кавказ, моя мама с бабушкой устроили бы дома страшный скандал. Что было бы терпимо, но нежелательно и поэтому мы собирались у Олега и сказали, что мы идем на Кавказ уже за несколько дней до поезда.

Олег меня собирал, очень ответственно и тщательно. Из одежды у меня не было абсолютно ничего лишнего, а вот что было и считаю это было оптимально: две футболки; высокие толстые носки специально для походов (это очень важно, они не натирают даже когда мокрые); шорты; флисовые штаны; штаны тонкие непромокаемые; непромокаемая курта-ветровка; флиска; тонкий свитер; шапка; пуховка; тонкое термобелье (кофта с длинным руковом и лосины); бандана; купальник.

Из личного снаряжения у каждого было: обвязка; карабины 5шт; спусковуха (восьмерка); жумар; прусики; самострахи; ледоруб; перчатки для веревок (у меня были дачные); кошки (кошки вцспс – рулят!); каска с самострахом на карабинчике (почти все были в строительных касках за “3 копейки”); фонарики на ботинки; очки от солнца; крем от солнца; нож; спички; пендаль; жорик; фонарик (у меня – petzl, the best!).

Спальник мне подарил Олег. А рюкзак мы попросили у подруги. Снарягу собирали по друзьям.

Итого нас шло 7: Борисыч (руководитель), Олег (зампорем), Лера (салага и замзампожра), Игорь (замруководитель), Маша (зампожра), Костя (салага, как я), Леша (доктор).

В городе Архыз (а может быть Черкесск) Борисыч взял нам пропуска в погранзону. Для этого надо было предоставить план похода. Пропуска дали без проблем. Позже мы узнали, что нам страшно повезло! На следующий день началась война между Грузей и Россией и никого уже не пускали в эту зону.

Маршрут похода у нас был примерно такой.

А по дням получалось вот что (дорогие участники похода, если я что-то наврала, пожалуйста поправьте меня!).

08.08.08 – приезжаем на поезде, получаем пропуска в погранзону, садимся в УАЗик и доезжаем до старта. Идем на озеро Тагай-Джол и ночуем там.

09.08.08 – переставляем лагерь на озерцо повыше в целях акклиматизации, ходим радиально на снежник неподалеку.

10.08.08 – первый перевал, Иркиз. Совсем несложный, некатегорийный, подходим под Ак-Айры, ночуем под ним, завтра предстоит очень сложный ходовой день. Мэтры долго обсуждают варианты.

11.08.08 – перевал западный Ак-Айры (1Б). Мы немного промахнулись мимо и вышли на довольно стремную сыпуху, так что я чуть не укакалась от страха. Но, говорят, там было некуда падать… Несмотря на это мы выбрались-таки все на перевал без приключений. Сходили радиально на гору Надежда. Мама моя! Это было так красиво!!! 360 градусов горная панорама, кругом ледники, пики, цирки, удивительно! Потом мы спустились под перевал Заячьи Ушки (1А), пообедали там, отдохнули. Спуск шел по морене, надо было перепрыгивать с камня на камень, что требовало постоянной концентрации. Многие участники сильно устали. Но обед подкрепил силы и мы пошли через перевал Заячьи Ушки на зеленые озера.

12.08.08 – сегодня легкий день, мы встали поздно и пошли на гору Чучхур. Мы дошли до одноименного перевала и долго тренировались зарубаться ледорубами, делая смешные видео и фотографии. Потом пришла гроза и мы не смогли сходить на гору, а только со скоростью молнии понеслись вниз к лагерю, так как были обвешены железом с ног до головы и могли притянуть молнию. Вечером после грозы сушили промокшие вещи и тестировали на вкус воду из двух озер. Они были разного цвета и нам было интересно, разная ли в них вода. Поэтому мы завязывали участникам эксперимента глаза и давали в двух чашках воду из одного озера или из разных. Мы не поняли в итоге, отличается вода на вкус или нет… )) Надо сказать, что мы всегда пили нефильтрованую воду из горных ручьев. И каждый день, кстати, мы пили спирт! То есть для экономии веса мы взяли спирт и Борисыч разбавлял его водой на глаз превращая в водку :) Спирт кстати из ФизТех и предназначался для протирки контактов. Но кто ж в своем уме будет спирт так бездарно тратить? )))

13.08.08 – переходили реку вброд. 4 человека страховали Олега, который шагал привязаный веревкой через бурную горную реку, потом он закрепил веревку с другой стороны и все перебирались страхуясь об нее. Нашли два гриба, пожарили. Очень голодно, не хватает белков.

14.08.08 – перевал Бугойчат, ночевка в избушке за ним. Каждый участник похода должен был взять какой-то съестной сюрприз и в этот день у нас был КЕТЧУП! Это запомнили все, на всю жизнь этот кетчуп… ))

15.08.08 – переходим реку вброд, но уже без веревок. Перевал Халега, на нем и ночуем. Перевал памятный, здесь советские воины громили фашистов, в честь чего установлен обелиск и две памятные доски.

16.08.08 – проходим Патронное озеро, спускаемся вниз, ночуем под ледником Джаловчат.

17.08.08 – идем ледник. Связались я в тройной связке – Борисыч, я, Олег. Какое-то время идем по леднику Джаловчат, он открыт (снегом не покрыт), идем по льду. Сворачиваем влево на морену, нам нужен перевал Квадратный. После него открывается огромный ледник весь испещренный гигантскими глубоченными трещинами. В одном месте мы даже перепрыгивали трещину, прыгая на снежную ступеньку чуть ниже противоположного края и потом с нее выкарабкиваясь на поверхность. Без приключений. Спускаемся к Турьему озеру, там ночуем. Колени от спуска болят адски. Мажу траксивозином.

18.08.08 – выходим в город. В магазин очень хочется, но стойко держимся – впереди еще два ходовых дня – восхождение на Софруджу. Покупаем только яблоки с айраном. Узнали про войну, но решили, что все равно пойдем на Софруджу. Шли-шли и уперлись в водопад, оказалось, что тропу перепутали. Вяло искали новую, но все так устали, что хором замумили и решили уже не идти, расставили лагерь у другого водопада, где вода стекала по огромного черному теплому камню, так что можно было обнять его и стоять под струями, греться на солнышке. И в этот день мы выпили запас спирта на два дня. Как мне было плохо. Я блевала в кустах, а бедный Олег мне приносил активированный уголь))

19.08.08 – мы завтракаем в ресторане!!! Как это вкусно, это божественно! Сырники…мммм!!! Потом осматриваем город, забираемся по канатке на смотровую площадку. Вечером идем в баню! И опять ужинаем в ресторане. Ночуем в городе и на следующий день разъезжаемся кто куда. Мы с Олегом, Лешей и Костей – на черное море! Остальные обратно в Питер.

P.S. Нам казалось скучным просто сидеть на море, поэтому мы попытались попасть в Абхазию. Но, к сожалению, Косте еще не было 18 лет и его не пропустили погранцы. Увидели ледоруб у него на рюкзаке и говорят – “а знаешь, это оружие, между прочим. Ледорубом Троцкого убили.” Но все равно мы так шикарно отдохнули, наслаждаясь канистрами вина, чурчхеллой и сулугуни с сахарными помидорами.